Роман Копин: Все заявленные проекты необходимо довести до конца

25 декабря 2017, 19:10 441

Уходящий 2017 год принес Чукотке сразу несколько важных результатов. Прежде всего, стратегически важные вопросы региона обсудили в Совете Федерации, а сам ЧАО получил шанс презентовать себя на новой площадке в Москве. Традиционно успешно округ показал себя на Восточном экономическом форуме, на территории Чукотки продолжают реализовываться жизненно необходимые для дальнейшего развития территории проекты – от плавучей атомной теплоэлектростанции до Баимской рудной зоны. Губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин 22 декабря подвел итоги года в часовой беседе с журналистами местных изданий. ИА «Чукотка» приводит наиболее значимые моменты интервью.

Все главные проекты – в работе

- Мы продолжаем развивать Певек, готовить его инфраструктуру для прихода ПАТЭС. Это самый большой энергетический проект Чукотки. Высокая степень готовности и в Санкт-Петербурге, где строится сама станция, и в Певеке, где береговые сооружения также возводятся в плановом режиме. Все материалы на месте, компании работают.

Мы начали строительство новых линий электропередачи, потому что нам нужны новые потребители и проекты. Готовим инфраструктуру для запуска «Кекуры» и «Баимки». Это небыстрые проекты, и к ним нужно подготовиться. Порядка 24-26 свай уже забито на этой линии, все материалы находятся на территории Чукотки и Якутии. Первый караван уже вышел из Черского в сторону строительных площадок.

Активно идет газификация Анадырской ТЭЦ. Здесь мы тоже в графике. И, самое главное, – это энергомост, который должен соединить энергосистемы Колымы и Чукотки. Инвесторы завершили проектирование, и сейчас документ находится на экспертизе. Важно все заявленные проекты довести до логического конца.

Золото на спаде, но бюджет справляется

- Прогнозы по золотодобыче оправдались, фиксируется плановое снижение, поскольку действующие проекты заканчиваются. Мы получили меньше золота и почувствовали это в бюджете, недополучив около 1,5 млрд. Поэтому необходимо активизировать работу по новым проектам. И речь идет не только о золоте, но и об угле.

Но при этом мы выполнили все обязательства внутри региона, не свернули программы, у нас не было сбоев в навигации, своевременно доставлялись населению продукты и топливо. Выполнены обязательства и перед Минфином, это тоже важно, с учетом того, что регион имеет кредиторскую задолженность перед федерацией. Нам удалось сократить свой долг на 8%, несмотря на непростую ситуацию. Но мы смотрим в будущее с позитивом и видим потенциал.

Новые победы на новой площадке

- Мы в первый раз представляли регион в Совете Федерации. Это стало определенным испытанием для окружного правительства, депутатов и всех, кто был вовлечен в этот процесс. Я считаю, что в целом это было полезно, потому что удалось рассказать о себе на новой площадке. Проделана конкретная работа по отдельному региону, по нашей специфике.

В результате у нас есть большой перечень рекомендаций и поручений Совета Федерации. Он касается организации работы правительства РФ, законодательных органов, и мы сейчас с ними работаем. Могу сказать, что часть из этих рекомендаций уже работает, например, по авиации. Есть поддержка СФ в плане развития аэропортовой инфраструктуры, по авиасообщению. Прошедшая в ноябре правительственная комиссия практически дословно повторила эту рекомендацию, а позже получила решение правительства РФ.

Поэтому ждем, что 2018 год станет переломным для аэропортовой инфраструктуры Чукотки. Прежде всего, это касается Певека. Он базовый, опорный, в нем сходится сразу несколько линий – и Северный морской путь, и энергетика. Состояние полосы приближается к критическому. Зима позволит эту ситуацию держать под контролем и в плановом режиме осуществлять полеты. Но когда пойдут плюсовые температуры, состояние полосы будет ухудшаться. Необходимо начинать работы по реконструкции безотлагательно. Это наш приоритет номер один.

Следующим направлением будет реконструкция аэропортовой инфраструктуры Лаврентия, Провидения, Эгвекинота, Беринговского, где реализуются инвестиционные проекты. Это важная системная инфраструктурная вещь, с которой регион самостоятельно не справится.

У нас есть поддержка по социальному блоку. Чукотка считается регионом с высоким индексом рождаемости, мы гордимся этим. Но по действующим федеральным правилам, регион, где эта ситуация благополучна, вправе сам оказывать эту помощь, не получая ее из федерации. Мы сейчас над этим работаем, и, думаю, сможем привлекать для поддержки многодетных семей федеральное финансирование. Таких инструментов довольно много, и площадка Совета Федерации дала нам дополнительные возможности.

Третий и самый успешный ВЭФ

- Для Чукотки Восточный экономический форум является основной инвестиционной площадкой. Из-за того, что мы относительно небольшой субъект, мы не можем участвовать с презентациями своего потенциала в Дубае или Лондоне. Поэтому концентрируемся на Дальнем Востоке и намерены максимально использовать возможности Форума.

Форум прошел для нас успешно, мы заключили десять соглашений. Общая сумма инвестиций составила 260 млрд. Часть проектов уже реализуется. В частности, якорный резидент ТОРа «Беринговский» уже перешел к добыче угля и начал экспорт в страны АТР – Японию, Тайвань, Китай. Рынок чувствует себя неплохо, и возможности для развития там есть. Было добыто около 200 тысяч тонн, но это только первая партия. На следующий год план отправки будет 500-600 тысяч тонн.

При этом для дальнейшего развития проекта необходимо поддерживать порт в рабочем состоянии. Он с советских времен не эксплуатировался и требует отдельного внимания. Порт находится в 37 километрах от месторождения, но вывезти большие объемы угля по нынешней дороге проблематично. Сейчас мы совместно работаем с инвесторами, Минвосторазвития и Фондом развития моногородов. В 2018 году рассчитываем на определенные решения.

На ВЭФе правительству Чукотки удалось заключить соглашение по ветрогенерации с компаниями «РусГидро» и Mitsui. Сейчас мы находимся в стадии согласования параметров реализации проекта и приложим все усилия, чтобы его реализовать и расширить. Этот проект может быть не такой большой, как ПАТЭС, но очень важный с точки зрения привлечения в регион новых компаний и улучшения инвестиционного климата.

На Чукотку зайдут две новые авиакомпании

- Мы рассчитываем, что уже в первом квартале будущего года у нас начнет работать авиакомпания «Аврора». Необходимо внести изменения в постановление федерального правительства в постановление до субсидирования перевозок для регионов Дальнего Востока, и после этого авиакомпания сразу же начинает работать. У нас есть соответствующая рекомендация СФ и поддержка полномочного представителя президента в ДВФО Юрия Трутнева. Одна из основных задач, которую мы перед собой ставим – привести в регион дальневосточную компанию, обеспечить стыковки и коммуникации внутри ДВФО. Это даст нашим пассажирам доступ к сети дальневосточных аэропортов, где другая частота движения, маршрутная сеть. Первое, что мы получим – это сообщение «Петропавловск – Анадырь». Столица Камчатки имеет широкую маршрутную сеть и, используя это плечо, можно будет строить планы на дальнейшее перемещение пассажиров по Дальнему Востоку.

Мы продолжаем работать с рядом авиакомпаний по Певеку на летний период в связи с реконструкцией аэропортовой инфраструктуры. Нужно менять типы воздушных судов, прорабатывать маршрутизацию, работать с тарифами, чтобы это было доступно и удобно для пассажиров. Окружное правительство ведет переговоры с авиакомпаниями UTair, S7, «Алроса» и «Якутия». Намерены выбрать лучшее предложение для решения этой задачи. С марта у нас начинает полеты компания «Икар» вместо выбывшей «ВИМ-Авиа».

Программа по субсидированию билетов для жителей Дальнего Востока продолжится. Она будет совершенствоваться – расширяются временные рамки, возрастные категории пассажиров. Чукотке в этом плане сложнее, чем другим регионам, потому что «Аэрофлот» в силу своего масштаба использует практику плоских тарифов. Там, где нет таких перевозчиков, такого нет. Но мы пользуемся другими мерами поддержки и продолжим работать в этом направлении. Собственно, доступ к сети «Аэрофлота» тоже будет нам интересен. Он позволит пассажирам передвигаться внутри региона. Если это будет удобно по тарифам и доступно по расписанию, люди смогут проводить каникулы в соседних регионах. Полет до Камчатки занимает порядка 2,5 часов.

Билибино станет опорной точкой дальнейшего развития Чукотки

– Развитие Певека не означает того, что мы меньше занимаемся Билибино. В городе атомщиков у нас точно такие же планы по энергетике. Наши партнеры из РусГидро завершили проектирование новой линии «Билибино – Певек», поскольку прежней уже более сорока лет. Отключения на ней случаются, и надежность ЛЭП под серьезным вопросом. Если мы рассчитываем на развитие и стабильное энергоснабжение атомной станции, населения и промышленных потребителей, то надежность ЛЭП нужно повышать. Поэтому линия стоит во всех планах, проектирование заканчивается, экспертиза назначена на первый квартал 2018 года, после чего сразу начнется строительство. Решения приняты, объем финансирования определен.

Напомню, что Билибинская станция продолжит свою работу, но без генерации тепла и энергии. Поэтому для обеспечения теплом города вводится в эксплуатацию энергоцентр. По поручению Юрия Трутнева этим вопросом занимается РусГидро. Они сейчас проектируют энергоцентр, у нас есть определенные замечания по проекту, и мы в рабочем порядке решаем все вопросы. Помимо того, что нужно построить центр с его логистикой, необходимо обеспечить завоз топлива, организацию перевозок, рабочих процессов. Это непростая задача. Нам было комфортно, когда была Билибинская атомная станция. Спасибо большое энергетикам за их труд, но сейчас конфигурация будет меняться. Для Билибино это означает, что появляются новые объекты и рабочие места, перевозки становятся другими. Практически все важные для региона недропользовательские объекты сосредоточены в Чаун-Билибинском узле. И практически вся логистика идет через Билибино.

Мы строим дорогу и в этом году пришли практически в село Илирней. В ближайшее время появится мост, который, наконец, свяжет это изолированное село со всей чукотской инфраструктурой. Я считаю, что качество жизни в селе значительно улучшится, поскольку долгое время работал в Билибинском районе и знаю, как важна дорожная сеть. В целом мы верим в город. Он станет опорной точкой для развития Чукотки.

Строительство нового жилья продолжат

– Округ завершил программу по расселению из ветхого и аварийного жилья, справившись со своими обязательствами. Но понимаем, что это не решение всех проблем, потому что нужно продолжать строить новое жилье. С муниципалитетами проработан новый план вплоть до 2025 года. В нем учтено в 2,5 раза больше жилья, чем мы считали на первых этапах. Мы распределили строительство по годам, определили, где в первую очередь требуются ремонт и строительство, учли время, которое потребуется на выполнение работ. Понимаем, что не конечный список – если завтра возникнут новые потребности, то он будет дорабатываться. Постараемся сделать список максимально открытым, будем информировать жителей о том, как идет процесс. Акцент делаем на села Чукотского и Билибинского районов, Провиденского городского округа.

В Угольных Копях тоже начинается строительство. Мы в целом переходим к комплексной, квартальной застройке для формирования комфортной среды. Для обеспечения ПАТЭС в Певеке также необходимо жилье. Росэнергоатом смотрит на наши возможности и рассматривает свои проекты строительства.

В Анадыре возведение жилья начнется в ближайшее время. Люди приезжают сюда из-за хороших условий жизни, социального блока, развивающегося производства. Жилье тут нужно, мы постараемся сделать его коммерческим проектом, поддерживать семьи, специалистов различными способами, чтобы покупка квартир была для них более доступной. В Анадыре точно не стоит что-то строить за бюджетные деньги – мне кажется, окружная столица может застраиваться, исходя из рыночных инструментов.

Нам уже не хватает школы. Мы приступили к проектированию новой, она будет современной, красивой, удобной. В январе-феврале будем организовать публичные слушания по школе, чтобы получить обратную связь от жителей окружной столицы. Можно сформировать целый городской квартал, который будет завязан на образовании, спорте и общественном пространстве. Туда же предполагается вписать дополнительные спортивные объекты, например, борцовский зал.

ТОР будет развиваться

– ТОР «Беринговский» заняла второе место в регионе по эффективности и результативности работы. Нас высоко оценили по комплексной интегральной оценке: степени проработанности и реализации проектов, привлечению средств, использованию бюджетных денег. ТОР «Беринговский» работает преимущественно на частных инвестициях, без бюджетных средств. Это одна из наших особенностей. Но останавливаться на достигнутых результатах не стоит. Необходимо продолжать продвигать наш якорный инвестиционный проект. Он начал работать, появились первые экспортные поставки и первые результаты, но проект пока не приблизился к тем показателям, на которые мы рассчитывали. Необходимо продолжать увеличивать и количество резидентов.

ТОР дает и эффект, на который первоначально не делался расчет. В частности, в нем появились резиденты, занимающиеся добычей золота. Месторождения небольшие и не могут сравниться с «Куполом» или «Майским», но если бы не преференции «Беринговского», такие проекты не были бы возможны. А сейчас они вносят свой небольшой, но стабильный вклад в экономику региона.

Мы сейчас ищем инвестора по Беринговскому на нефтебазу, потому что видим – это уже коммерческий проект. Что касается деятельности коммунальных служб или обеспечения населения топливом, это уже не бюджетная функция, поскольку услуга необходима и угольщикам, и недропользователям. ТОР провоцирует дополнительный интерес к газовым проектам. У нас есть два запроса по поводу развития «Западно-Озерного».

Оленеводство стало ответственнее

– Мы видим, что у оленеводов появляется больше ответственности за результат труда. Часть хозяйств уже привыкла к забойным кампаниям, все уже научились понимать, что это важный и ответственный процесс. Мясо домашнего оленя, которое приготовлено на убойном комплексе, совершенно иное по качеству.

Нам еще пока не удается решить до конца вопрос с непроизводственными потерями, они сокращаются, но пока не теми темпами, на которые мы рассчитываем. Стараемся мотивировать оленеводов, руководителей хозяйств. Сейчас будем вовлекать в промышленный оборот Чаунское хозяйство и северное хозяйство городского округа Эгвекинот. Оборудование для убойного комплекса Певека доставлено и будет смонтировано при хорошей погоде. Следующая забойная кампания уже будет проходить на новом комплексе.

Очень показателен пример Амгуэмы. Мы сделали для них новый убойный комплекс, где помимо мясопереработки можно развивать производство субпродуктов, перерабатывать шкуры. Нам подсказали это решение сами оленеводы. И мы намерены двигаться в эту сторону совместно с другими хозяйствами.

Важно сохранить «Надежду»

– Мы в любом случае будем сохранять свою гонку «Надежда». Она важная, уникальная и, самое главное, ее проводят там, где развивается собаководство, где живут увлеченные люди, сохраняющие традиции. Для сел – это образ жизни и праздник. Мы хотим сделать гонку более доступной для жителей всего округа. Старт или финиш можно организовать в Анадыре, чтобы познакомить всех с этим событием. Возможно, из проекта вырастет некий туристический маршрут и бренд. И Чукотка имеет для этого все шансы. Будем работать с каюрами и муниципалитетами над призовым фондом, маршрутами, делать все максимально ярко и зрелищно. Что касается «Берингии», нам нравится этот проект, но он не должен быть для галочки.

ЖКХ, старейшины и белые медведи

– У нас есть несколько заинтересованных компаний в секторе ЖКХ, и мы готовим концессионные соглашения. Это будут конкурсные процедуры, прежде всего, по Чукотскому и Анадырскому районам, Провиденскому городскому округу. На них будут привлекаться компании, инвесторы, которые придут и станут развивать коммунальную инфраструктуру региона. Есть несколько инициатив по ветро и теплогенерации.

Могу сказать, что процентов на 90 проекты, озвученные на встрече со старейшинами, уже в работе или сделаны. Мы договорились больше сотрудничать и советоваться ними. Старейшины – люди неравнодушные, они пришли с конкретными идеями и предложениями. Был удивительно конструктивный разговор. Мы принципиально договорились о том, что будем делать памятник Антонине Кымытваль, где он будет находиться, решим отдельно.

На международной комиссии по белому медведю в Эгвекиноте решение принималось непросто, при всей очевидности, что основная популяция белого медведя находится на Чукотке. Но вопрос по ней обсуждали где угодно, но не у нас – на Аляске, в Москве или в Сочи. Потребовался почти год, но в итоге наша инициатива поддержана федеральным правительством, Минприроды, с ней согласились и наши аляскинские соседи. Считаю, что это важно, заметно для региона, это восстановление исторической справедливости. Чукотских медведей нужно обсуждать на Чукотке.

Прежние новости на эту тему

Пока нет