На десятилетие «Продвижения»: Колонка Игоря Баданова

27 ноября 2016, 19:15 804
Комментариев пока нет
Переполненный зал окружного ДК поражался скоростными гитарными соло певекского хэви-метала, вдохновлялся бунтарским духом эгвекинотского панк-рока и наслаждался размеренными ритмами провиденского блюза. Где это всё теперь? Что стало с героями гитары?

Мёртв ли рок? Вопрос, наверно, уже риторический, ответ все равно для каждого свой. Также можно спросить, умер ли рок на Чукотке? Как минимум его стало заметно меньше. На волне экономического рассвета начала нулевых расцвело в округе и рокерское движение. Своя мини-эпоха окружных фестивалей, собиравших энтузиастов со всех районов Чукотки. Сейчас в это верится с трудом, но почти десять лет назад в окружной столице гремел рок-фест «Продвижение».

Переполненный зал окружного ДК поражался скоростными гитарными соло певекского хэви-метала, вдохновлялся бунтарским духом эгвекинотского панк-рока и наслаждался размеренными ритмами провиденского блюза. Где это всё теперь? Что стало с героями гитары? В этой колонке я хотел бы поделиться своими воспоминаниями, а также проследить некоторые истории успеха и продолжения творчества чукотских рокеров на большой земле.

Вернемся к фестивалю. Он имел конкурсную составляющую, позволяя группам соревноваться в двух направлениях «традиционный рок» и «альтернативный». Деления, конечно, условные и любой человек, хоть немного интересующийся рок-музыкой, раскритиковал бы распределение  участвующих команд, не внеся их ни в одну категорию. Для почтенного жюри (состоящего из людей в возрасте 40+) в «традиционный рок» попадало всё, что хоть как-то похоже на музыку, остальное, как вы понимаете, считалось альтернативой. В фестивале принимало участие восемь групп, лишь три из них имели прописку в окружной столице. К сожалению, я общался не со всеми командами, о ком-то воспоминаний сохранилось больше, о ком-то - незаслуженно меньше. Как там обстояли дела в районах, мне не ведомо. Говорили, что в Эгвекиноте рок процветает, чуть ли не две рок-школы, своя студия, концерты, слушатели…не знаю, не был.

Но вот в Анадыре желающих попасть на фест было так много, что организатором пришлось устраивать закрытый отборочный тур. Участвовать хотел и я со своей группой, ощущение было как перед экзаменом в музыкальной школе. Я волновался и даже надел свадебный костюм (возможно, он и обеспечил нам успешное прохождение?). Моя группа называлась и называется «EINS», не очень хочется расписывать тут о себе, в двух словах – играли мы модную в то время «русскую альтернативу» с дерзкими претензиями на Death Metal. Вместе с нами прошли еще две группы. Одна из них – металисты «Остинато». Вообще это дуэт гитариста Виталия Рахтувье и Алексея Щербакова. Было им за тридцать, и наша тусовка их воспринимала как «старших товарищей». Слышно, что играли давно и хорошо. Виталий в основном запиливал техничные соло на электро-гитаре, а Алексей заведовал басом и пел. Кажется он был военным… а его творческий напарник продавал канцтовары в магазине «Престиж». Их музыка напоминала мне старую добрую «Арию», но отсутствие «живого» ударника это всегда «удар» по драйву и живости исполнения, каким бы классным не был барабанный минус… Однако эксклюзивно для фестиваля им помогал барабанщик Александр Гематагин (талантливый молодой парень, не чурающийся играть везде, где нужен) и гитарист Александр Лазарев.  

«Сейчас в это верится с трудом, но почти десять лет назад в окружной столице гремел рок-фест «Продвижение»

Вторая группа – Gubernator. Теперь их на Чукотке знают все.

Однако важно отметить, что именно «Продвижение» стало первым масштабным выступлением группы, своего рода презентацией и довольно успешной. «Губернатор», словно оправдывая название, занял первое место в обеих главных номинациях фестиваля – «Альтернативный» и «Традиционный» рок. Самобытный сплав джазового вокала Вероники Ушолик (уже тогда имевшей народный титул Золотого голоса Чукотки) на родном языке с умелой рок-обработкой от опытных, закаленных кабаками музыкантов покорил сердца и жюри, и многих слушателей.

Они сразу воспринимались, как «боссы», отчего в среде коллег по цеху притягивали определенный негатив. Как говорится, жалеют слабых, а зависть надо заработать. Вопроса пройдут ли они отбор, не стояло, от этого многим было не по себе, точно помню одного гитариста, наклеившего на свой инструмент дерзкий лозунг «Gubernator must die!». Тут нельзя не оценить великодушие Романа Астрова, который был не только руководителем и барабанщиком «Губернатора», но и директором рок-клуба, где репетировал этот гитарист… (даже после этой выходки он продолжал репетировать). Но не только за кулисами закипали конфликты.

Другим героем вечера, сработавшем скорее на более молодое поколение, стала эгвекинотская группа «Реанимация». Она играла задорный панк-рок с небольшими вкраплениями альтернативы (бросались «в уши» речитативные вставки). Взъерошенные волосы, красный ирокез, отрывная подача на сцене.. всё это завело публику и заставило покинуть сидячие места, отдавшись танцам и прыжкам. Жюри видимо оценило, как выступление, так и реакцию зала и также отдало оба вторых места одной группе (как и «Губернатор», «Реанимация» выступала в обеих категориях). И вот тут у того самого молодого поколения зрителей начались вопросы; «А почему второе?», «А почему не первое?». Оглядываясь назад, я понимаю, что технически «Губернатор» и правда был на высоте, но ведь рок – музыка молодых, а большая часть золотоносного коллектива уже точно перевалила за третий десяток (а половина – и за четвертый), когда возраст участников «Реанимации» как раз соответствовал их кумирам из SexPistols (около двадцати). И ведь этот молодой задор чувствовался как в самой музыке, так и в исполнении.

Так что – кто был достоин первого места, и правда, вопрос непростой. С участниками мне тогда пообщаться не довелось. Слышал, что вокалист (уже и имени не помню) уехал учиться на материк и поступил в театральный вуз. Басист Женя по кличке Боб занялся татуировкой и еще не раз приезжал в Анадырь на заработки. Барабанщик Михаил поступил в чукотский многопрофильный колледж и, взяв гитару в руки, еще пару лет пел в своей группе «Кукла панка» (потом, как и многие чукотские, уехал в Питер, где и живет по сей день). А красноэрокезный гитарист Алик пришел на мой концерт в Ростове четыре года спустя, интересная была встреча. Но саму группу «Реанимация» Анадырь больше не увидел…  

В отличие от первых двух, третьи места разделились. «Альтернативную» бронзу взяла «Мигрень» из Беринговского. Трио играло бодрый русский рок, сравнимый с современной группой «Анимация». Главное, что хочу про них сказать: фронтмэн группы Игорь Золотухин победил систему. Он единственный из трио родом из Беринговского, однако на момент фестиваля уже с год жил в Анадыре. Отбор его группа не прошла, но, переоформив свой коллектив как «Беринговский», смогла вписаться в конкурс и даже взять призовое место. Его группа еще несколько лет будет играть на разных площадках Анадыря, позднее он откроет первый в городе магазин музыкальных инструментов, а сейчас Игорь, кажется, занимается ди-джеингом. По центру фото светит улыбкой тот самый барабанщик Саша Гематагин, который сегодня работает медбратом на скорой помощи и до сих пор играет на барабанах в разных коллективах. Бас-гитарист Дмитрий Корзюков уже тогда был солидным дядькой, насколько я знаю, он трудится в департаменте образования и поныне.  

А в «традиционной» категории третье место досталось вышеупомянутым хэви-металлистам из Остинаты (играли они технично). Их братьям по жанру из Певека – группе Double Ice – повезло меньше. Возможно, сказалось отсутствие «живого» барабанщика, да и несмотря на близость стиля музыки, группы разминулись в категориях.

Более легкое звучание было у групп «Орлан» и «Четыре стула». С ними я общался меньше всего… Первая, приехавшая из поселка Угольные копи, хоть и не взяла призового места, получила почетный титул «Патриарх чукотского рока» для своего фронтмэна Анатолия Ведника (который уже многие годы руководит рок-школой в поселке). Жюри особенно оценило тексты автора. «Четыре стула» же приехали из поселка Провидения, играли слаженные блюзы, к сожалению, ничего не помню, только лишь что была у них песня, воспевавшая Че Гевару. Оглядываясь назад, жалею, что мало уделил им внимания, возможно сейчас именно их выступление я бы послушал и посмотрел с наибольшим интересом. Про свою группу «EINS» скажу лишь, что мы не очень вписались в эту тусовку, да и пластик на бочке порвали.

Что же было дальше? «Губернатор» стал главной группой региона, «Реанимация» разъехалась, а вот «Мигрень» и «Остинато» еще несколько лет будут появляться на местных сейшнах, обновляя как репертуар, так и составы. Но, по-моему, очень символично, что оставшиеся за призовым бортом провиденцы «Четыре стула» и певекцы «Double Ice» отыграются в следующем «Продвижении 2008», заняв первые места в своих категориях. Гитарист певекчан Алексей Возняков возьмет награду «за лучшую соло-гитару» и, видимо вдохновившись победой, останется в Анадыре еще на несколько лет (сейчас он живет под Петербургом), а вокалист «Четырех стульев» победит в номинации «лучший вокал». «Орлан», меняя состав, еще не раз появится на местных концертах и фестивалях. Ну а мой «EINS» – это отдельная история.

Написать комментарий   Некорректный логин или пароль