От медика в каждом селе до развития IT-технологий – главные принципы здравоохранения Чукотки
Замгубернатора по социальным вопросам Евгений Подлесный в интервью ИА «Чукотка» рассказал об особенностях чукотской медицины.
Система здравоохранения Чукотского автономного округа так же уникальна и неповторима, как и он сам. Еще бы, такой низкой плотности населения, а также дискретности расселения нет ни в одном другом регионе страны. Соответственно, и медицина должна решать серьезные задачи, чтобы обеспечить помощью жителей округа, многие из которых живут в отдаленных и труднодоступных селах. Заместитель губернатора по социальным вопросам Евгений Подлесный считает, что будущее у чукотского здравоохранения есть, а настоящее, во многом, определяется как позитивное. Разумеется, проблемы имеются, но они постепенно решаются.
Уровень чукотской медицины довольно высок, но есть нюансы
- Евгений Витальевич, образно говоря, что представляет собой здравоохранение Чукотки?
- Это достаточно большая отрасль народного хозяйства. Мы расходуем на здравоохранение почти 2,5 миллиарда рублей в год. Сегодня это восемь процентов окружного бюджета - очень существенные деньги.
Понятно, что оказание медицинской помощи на Чукотке крайне затратно. У нас самые высокие издержки на одного жителя. Это происходит не только в силу того, что Чукотский автономный округ очень много внимания уделяет здравоохранению, но и потому что себестоимость медицинской услуги здесь высока. Она складывается из оплаты труда, коммунальных услуг, электро- и теплоэнергии, продуктов питания, лекарственных средств, транспортных расходов. И чтобы мы нормально оказывали медицинскую помощь, хотя бы удерживая сегодняшний уровень, услуга будет стоить дорого – это объективная реальность.
- Если говорить об уровне чукотской медицине, то каков он сегодня?
- На фоне Российской Федерации мы выглядим достаточно прилично, но с некоторыми нюансами. Здесь стоит вести речь о разумности и целесообразности. Есть вопрос оснащения медицинских учреждений новым оборудованием, но при населении региона в 50 тысяч человек вряд ли мы будем заниматься здесь селективной коронарографией и другими высокотехнологичными видами обследований. Целесообразнее отправлять на эти исследования людей в другие регионы. В этом плане мы можем использовать потенциал соседей – Хабаровского края, Магаданской области, Якутии, которые нам не отказывают.
Тем не менее, средний уровень местного здравоохранения достаточно высокий. Это объясняется уровнем подготовки врачей. В первую очередь, имидж чукотского здравоохранения формирует окружная больница, где работают профессионалы. И там сконцентрировано достаточно неплохое для округа медицинское оснащение – компьютерный томограф, УЗИ-аппарат экспертного класса, эндовидеохирургическая техника для проведения оперативных малоинвазивных вмешательств. Прекрасно развита офтальмология – мы меняем хрусталики при катаракте современным образом, получаем отличные результаты. И абсолютно незачем летать в Хабаровск или Владивосток за этой услугой.
С другой стороны, вся хирургия и прикладная медицина, которые требуют мануальных навыков, «шлифуются» на определенном объеме услуг. При 50 тысячах населения округа это не всегда возможно. Или возьмем наставничество, когда опытный врач учит своего младшего коллегу делать операции. Условно говоря, первые десять раз молодой доктор ассистирует, затем еще десять проводит под присмотром старшего, а уже потом «уходит в свободное плавание», поскольку в совершенстве овладевает навыком. И для того чтобы его не утрачивать, нужно оказывать определенный объем помощи. Например, у врачей, которые занимаются экспертным УЗИ беременных, есть такой норматив – делать три тысячи подобных исследований в год. С учетом того, что в год на Чукотке регистрируется всего 600 беременных женщин, специалистам стоит больших трудов, чтобы поддерживать нужный навык.
- И каким образом этого удается добиваться?
- Врачи постоянно выезжают на стажировки в другие регионы, медицинские центры, учатся и на рабочем месте. Раз в два года это нужно делать обязательно, а не ждать очередного пятилетнего цикла. Естественно, в тарифе ОМС есть такие составляющие, как повышение квалификации и учеба специалистов. Мы стараемся стимулировать лечебные учреждения, чтобы люди постоянно учились.
Принцип медицинского присутствия в каждом селе
- Если дистанцироваться от Анадыря и перейти к остальной Чукотке, то как дела обстоят там?
- На самом деле, хороший уровень здравоохранения не только в Анадыре, есть приличные медицинские учреждения в Билибино и Эгвекиноте. Это два межрайонных центра, которые неплохо укомплектованы кадрами и медоборудованием – рентген-аппаратами, аппаратами УЗИ. Хорошая больница и в Чукотском районе – поселке Лаврентия. Она – одна из лидеров региона по объему оказанных медуслуг.
Несколько хуже обстоят дела с Чаунской (Певек) и Провиденской больницами. Причин две – более слабые материально-техническая база и кадровое обеспечение. Задача правительства на ближайшие годы как раз и состоит в том, чтобы решить эту ситуацию в положительную сторону.
В Певеке картина может радикально измениться после завершения реконструкции больницы. Это основа для использования современных лечебных технологий, потому что архитектурные решения должны быть совершенно другими для формирования потока пациентов, оказания современных услуг. Та же ситуация и в Провидения – там достаточно старое приспособленное здание стационара, требующее реконструкции. Поэтому на 2017-й год запланировано проектирование, и если наши планы будут исполняться, то в 2019 году реконструкция завершится.
Это важно с точки зрения эмоционального восприятия места работы и даст импульс для дальнейшего развития и улучшения кадрового обеспечения в том числе. Надо понимать, что когда человек приезжает и видит устаревшее оборудование, условия работы, не соответствующие современным, он предпочитает уехать в другое место. Или не приезжает вовсе. Нужно признать: чтобы поехать работать в Лаврентия или Провидения – небольшие поселки с не самой лучшей инфраструктурой, связью, специалист принимает достаточно серьезное решение. Чем мы можем его привлечь? В первую очередь, достойной заработной платой. Но и она определяет далеко не все. Нужна определенная атмосфера в коллективе, возможности получить профессиональное удовлетворение от своей работы, комфортные условия труда и жизни. Как раз над этим мы и работаем.
- Давайте углубимся еще дальше – в села. Начнем с самого начала цепочки.
- Здесь все достаточно просто. В каждом населенном пункте Чукотки есть медицинское присутствие – принцип, от которого мы не собираемся отступать. Даже в самых маленьких селах численностью около ста человек – Биллингсе, Ламутском, Чуванском, Краснено, Снежном и Айоне есть фельдшеры, практически везде – стоматологическая установка и условия, чтобы приехавшая из района или окружной больницы бригада могла оказать помощь населению. Отдаленные села врачи окружной больницы посещают раз в год.
- Оказание помощи жителям сел напрямую зависит от транспортной доступности. Если в условном Биллингсе тяжело заболеет человек, как он может получить помощь, исходя из этапности ее оказания?
- На месте должен быть человек, который оценит его состояние – фельдшер или врач, в зависимости от размера населенного пункта. Фельдшер в Биллингсе сможет понять, что сам не справится. В этом случае специалист вызовет санитарный рейс. Процедура работает – прилетает вертолет и забирает больного.
Вертолеты не санитарные, это обычные МИ-8, работу которых «ЧукотАвиа» оплачивает правительство. Есть несколько мест их базирования - в Певеке, Билибино и Анадыре. Лаврентия поочередно меняется с Эгвекинотом. Такая схема полностью закрывает потребности в санитарной авиации для региона. Нет такой точки на Чукотке, куда бы ни долетел вертолет. Единственное препятствие для выполнения санитарного задания – погода. Если ветер больше двадцати метров в секунду, то летчик никуда не полетит. И тогда время ожидания помощи может увеличиться.
- Не получится ли так, что человек может и не дождаться этой помощи?
- Возьмем, например, открытый перелом, когда пострадавшего нужно быстро эвакуировать из села. Если оказана первая помощь, проведена иммобилизация, наложены асептические повязки, то человек сможет без проблем дождаться вертолета. Повод для вызова санрейса не обязательно должен быть киношным – из серии «мы его теряем, срочно, срочно вызывайте помощь». Жизнь гораздо разнообразнее, чем фильм «Скорая помощь».
Цель – улучшить уровень удовлетворенности населения местной медициной
- Каков сегодня имидж чукотского врача на селе и в городе?
- На самом деле все зависит от врача. И в таком узком социуме, как здесь, имидж каждый из них зарабатывает себе сам, как положительный, так и отрицательный. Подавляющее число врачей на Чукотке получают положительную оценку своей работы – люди относятся к ним с уважением.
Вопрос с другом. Врач может быть великолепным профессионалом, но грубить пациентам или относиться к ним без должного внимания. Естественно, люди это очень тонко чувствуют, начинают жаловаться, и медик сразу получает негативную оценку среди населения. Но при этом специалист может банально устать, поскольку долгое время работает без отпуска.
Есть целая дисциплина – медицинская этика и деонтология, определяющая отношения между врачом и пациентом. Во многом, формирование негативного имиджа медицинского работника напрямую зависит от нарушения принципов деонтологии.
- Велик ли сегодня уровень доверия к медицине у жителей Чукотки? Удовлетворены ли люди местным здравоохранением?
- Удовлетворенность хорошая, но появилась не очень хорошая тенденция к ее снижению. Над этим надо работать, хотя если посмотреть внимательно, то говорить, что в отрасли что-то резко стало хуже, не приходится. Обеспеченность медработниками прежняя, материально-техническая база особо не ухудшается. Каждый год сдаются новые больницы – например, в Уэлене или Нешкане. Но, по данным мониторинга, удовлетворенность населения снижается на один-два процента.
Опять же, если посмотреть на жалобы, которые приходят на открытую линию, то здравоохранение здесь стоит далеко не в первых рядах. У коллег из других департаментов их гораздо больше. Практически нет обращений по лекарственному обеспечению. Есть жалобы на сложность направления пациентов за пределы округа, но они не всегда обоснованы, жалуются на грубость персонала.
Я надеюсь, что все наши действия, что направлены на Певек и Провидения, да и все остальные, связанные с закупкой оборудования (автоматические ПЦР-анализаторы для диагностика туберкулеза, автомобили скорой помощи) должны повысить удовлетворенность населения оказываемой медицинской помощью. И самое главное – это врачи, туда, где их не хватает, будем везти.
- Тогда встает закономерный вопрос – есть ли понимание, куда двигаться дальше, учитывая такие неповторимые особенности региона?
- Прежде всего, в сторону дальнейшего улучшения материально-технического оснащения, а потом и в сторону развития IT-технологий. Речь идет о дистанционных методах консультирования и оказания медицинской помощи. Но все зависит от доступности и мощности интернета. Если канал хороший и стабильный, то можно проводить онлайн-консультирование пациентов. По приборам снятия телеметрических данных можно многое определить на расстоянии, проконсультировать не столько пациента, сколько медицинского работника, который его ведет, и определиться с тем, что делать дальше. Наша задача вместе с коллегами – добиться того, чтобы интернет на Чукотке был доступен, в том числе, и для потребностей местной медицины.