Специалисты компании «Спецэнерго» начали монтаж модульной трансформаторной подстанции (ММПС) на Чукотке. Объект предназначен для электроснабжения строительства горно-обогатительного комбината на месторождении «Песчанка» в Билибинском районе, сообщает ИА «Чукотка» со ссылкой на specenergo.com.Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
Среди главных плюсов ММПС можно выделить полную заводскую готовность и возможность транспортировки автотранспортом, малые габариты, компактность размещения и отсутствие обслуживающего персонала. Как уточнили в компании, до этого в России никто не выпускал мобильные подстанции для арктического климата. Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
«Мобильная подстанция для Чукотки – это в известной степени ноу-хау, ведь компоненты должны быть подобраны с учетом крайне суровых условий транспортировки (море, затем автозимник) и непрерывной работы в зоне вечной мерзлоты, при постоянных ветрах и крепких морозах», - отметил технический директор ООО «Спецэнерго» Сергей Артемов. Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
По словам коммерческого директора Александра Немыкина, ММПС обеспечит электроснабжение всей строительной площадки.Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
«Заказчик включил в объем работ доставку ММПС до места эксплуатации. Учитывая труднодоступность и удаленность конечной точки выгрузки, необходимо было очень четко спланировать процесс производства и отгрузки оборудования. Даже небольшая задержка могла привести к срыву срока поставки ММПС больше чем на полгода, так как завоз выполнялся Северным морским путем из Архангельска в Певек, а дальше – более 600 километров по автозимнику. В ходе реализации проекта совместно с представителями заказчика мы вели постоянный мониторинг процессов изготовления и поставки всех комплектующих – от металла до силового выключателя и трансформатора 110 кВ», – рассказал Александр Немыкин. Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
Инженеры «Спецэнерго» рассчитали и разработали все элементы для своей первой арктической ММПС. Например, в конструкцию полуприцепа были внесены изменения, исходя из неблагоприятных условий, ожидающих в пути. На высоковольтном модуле 110 кВ были оставлены три оси вместо пяти, которые применяются в классическом исполнении ММПС. Для ПС выбрали прицеп повышенной проходимости, на рессорах. Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
«В дальнейшем мы убедились в верности принятого решения. Был создан облегченный мобильный трансформатор 110/10 кВ мощностью 25 МВА, рассчитанный на работу в условиях Арктики и низких температур. Его конструкция также была усилена для транспортировки по бездорожью. Дополнительная теплоизоляция модуля 10 кВ позволяет комфортно работать установленному в нем электрооборудованию при температуре снаружи 50–60 градусов ниже нуля. Кроме того, все элементы ММПС выполнены из стали марки 09Г2С, которая отличается большой ударной вязкостью и повышенной морозостойкостью», – прокомментировал Сергей Артемов. Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
Завершив изготовление, проведя приемосдаточные испытания, укомплектовав запасные части и принадлежности, специалисты подготовили ММПС к долгой дороге на объект. Таким образом закончилась первая фаза реализации инновационного проекта для Чукотки. В сентябре 2017 года ММПС выехала с завода в Санкт-Петербурге и направилась в Архангельск. Преодолев за пять дней 1400 километров, мобильная подстанция благополучно добралась до порта погрузки. В трюм судна ее загрузили, разделив на составные части: силовой трансформатор, полуприцеп и выключатель модуля 110 кВ, модуль 10 кВ, полуприцеп модуля 10 кВ, ЗИП.Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
Основные детали подстанции были упакованы в термопленку, чтобы уменьшить негативное влияние морской соли на оборудование. Начался морской этап доставки ММПС протяженностью более 4600 километров по Северному морскому пути. Через 22 дня после выхода судна с ММПС из Архангельска представители «Спецэнерго» встретили его в Певеке. В то время, как в Санкт-Петербурге была глубокая осень, на Чукотке уже наступила зима. Логистика предусматривала хранение ММПС в порту Певека в течение нескольких месяцев – до момента открытия автозимников, по которым завозят топливо и другие грузы в населенные пункты на полуострове. Для этого ММПС надлежащим образом подготовили и упаковали. В 2018 году из-за аномально теплой зимы надежный зимник Певек – Билибино появился только в апреле. Раньше ехать по нему с тяжелым грузом (масса ММПС с тралом – 67 тонн) было опасно. И вот зимник открыли, автоколонна была сформирована и 19 апреля выдвинулась из Певека. За первый день прошли более 150 километров. Стартовал последний и самый сложный этап перевозки ММПС. Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
«В этом году зима на Чукотке оказалась очень снежной, что существенно ухудшило качество дороги, поэтому скорость движения колонны иногда снижалась до пяти километров в час, – рассказывает Александр Немыкин. – Кроме того, когда солнце подтапливало снег, дорога становилась скользкой, и передвигаться колонна могла в основном лишь ночью. Перевалы, реки, ямы и косогоры угрожали свести на нет усилия по транспортировке, но благодаря высочайшему профессионализму транспортной компании все трудности удалось преодолеть».Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
Уже 26 апреля машины въехали в город Билибино, оставалось чуть более 200 километров до конечного пункта. Пополнив запасы еды и воды, колонна в сопровождении двух гусеничных бульдозеров вышла в сторону Песчанки. Предстоял финальный отрезок пути. Круглосуточная работа бульдозеров позволила уверенно проходить сложные участки трассы. Преодолев тяжелый 105-й перевал и реку Анюй, колонна подошла к последнему подъему на Песчанку.Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/
Как отмечали участники поездки, из-за большой массы ММПС и крутизны подъема основную дорогу на месторождение использовать оказалось невозможно. При этом объездная дорога также была непригодна для подобных грузов, и пришлось срочно улучшать ее с помощью бульдозеров. Наконец, 2 мая 2018 года, преодолев 6650 километров от производственной площадки «Спецэнерго», ММПС прибыла к месту эксплуатации. На сегодняшний день на подстанции проводятся монтажные работы, после чего она начнет выполнять свою главную задачу – обеспечивать надежное электроснабжение строительства ГОКа.Источник: https://prochukotku.ru/news/actual/pervuyu_v_rossii_arkticheskuyu_podstantsiyu_montiruyut_na_chukotke_7027/