О пользе выставок (хроники провинциального музея): Колонка Валерии Швец-Шуст

14 июня 2018, 18:38 972
24 комментария
В провинции роль музеев очень велика. Это своеобразные культурные центры, где идет непрерывный процесс культурной жизни, культурного обмена различных слоев и групп населения. Особенно большое значение это имеет на территориях, где сложилась определенная субкультура различных национальностей и конфессий.

«Музей – это хранилище произведений человеческого духа, храм духовных ценностей, главная задача которого – помочь человеку познать самого себя, осознав свою связь, как с прошлым своего края, так и с настоящим своей страны, а может быть и всего мира. Наряду с картиной местной жизни музей должен наметить связи, объединяющие человека с его родиной. С ее природой и жизнью, с предками, понесшими труды и жертвы ради его блага, с судьбой и счастьем всей страны, для обеспечения которого он работает в дружном единении со всем народом» - так определял роль краеведческих музеев известный искусствовед, музейный деятель и педагог Николай Романов в начале XX века.

Муниципальный (провинциальный)  краеведческий музей до сих пор представляется нам  как центр получения информации о культурном наследии региона, данной территории,  как институт, где происходит социально-культурная идентификация, место соединения исторических ценностей прошлых эпох и современности. Мы используем понятие провинция, как место, территория, удаленная от центра, столицы. В провинции роль музеев очень велика. Это своеобразные культурные центры, где идет непрерывный процесс культурной жизни, культурного обмена различных слоев и групп населения. Особенно большое значение это имеет на территориях, где сложилась определенная субкультура различных национальностей и конфессий.

Но в таком ограниченном территориальном пространстве и население крайне ограниченно – очень мало приезжих, практически отсутствует туристический поток. Поэтому музейные сотрудники постоянно должны придумывать новые формы и методы музейной коммуникации. Но при этом очень важно не утратить понятия «музейное мероприятие», в центре которого  все-таки должен быть «музейный предмет». Иначе существует опасность, что музей может превратиться в местный «красный уголок», где будут регулярными мероприятия, что называется, на «злобу дня».

В такой ситуации особенно важную роль призваны играть выставки.

«Невозможно поддерживать интерес местных жителей, показывая только постоянную экспозицию, даже, если эта экспозиция актуальна, содержательна и высокохудожественна»

В музейной практике есть два понятия: «экспозиция» и «выставка». Обе эти формы существования музейного предмета в пространственной среде строятся по своим законам. Выставки – наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок, временная экспозиция. Выставки являются самостоятельным направлением в работе музея, более того, иногда это одно из наиболее популярных направлений.

Музей создает выставки стационарные и передвижные. На выставках часто демонстрируются предметы из других музеев и частных коллекций.

Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепций. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями.

Выставка как форма исторического диалога. На подобных выставках важен предметный ряд, во время осмотра которого посетитель вступает в диалог с историей.

Выставка как формирование индивидуальной неповторимости художественного произведения. Такие выставки, как правило, устраиваются для того, чтобы подчеркнуть уникальность произведения искусства.

Выставка как форма художественного синтеза – разноплановые художественные произведения, музейные предметы сгруппированы в рамках одной темы.

Выставка как форма интерактивной коммуникации – посетитель принимает активное участие в создании новой художественной или иной  реальности.

Выставка как форма персональной истории. Разнообразный материал (живопись, графика, скульптура, стекло, коллаж) помогает посетителю составить более полное представление о творчестве в целом. В этом случае канва выставочного повествования не выдержана в хронологическом порядке. 

В связи с современным поворотом музея «лицом к посетителю», особо возрастает роль выставок в провинциальных музеях, таких как наш музей. Причем, наши сотрудники активно используют весь доступный арсенал музейных инструментов,  которые применяются современной выставочной практикой, и о которой говорилось выше. Невозможно поддерживать интерес местных жителей, показывая только постоянную экспозицию, даже, если эта экспозиция актуальна, содержательна и высокохудожественна. Гибкая система интересных, ярких, адресованных разным социальным слоям и возрастным группам,  выставок, проектов и других мероприятий поддерживает постоянный живой интерес города и населения  к своему музею.

Название выставки «К,оран,ы. Корарамкыт. Олени. «Оленные» люди»  восходит к названию местных «оленных» чукчей, проживающих в Чаунском районе, или Чаунской тундре. Именно так называли и продолжают называть оленей и «оленных» людей (оленеводов) в Чаунской тундре (село Рыткучи).

Чаунский район был образован в 30-е годы ХХ века в процессе «советизации» Чукотки. Районным центром стал населенный пункт Певек. До этого времени нашу территорию исторически называли Чаунской тундрой.  Название  народа, населявшего этот регион, происходит от самоназвания  тундровых чукчей – чаучу или чавчавыт – «богатый оленями». В чукотском языке различают разные диалекты – восточный (уэленский) и западный (певекский). Есть и другие диалекты, но они не такие многочисленные.  Чукчи – древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Неолитические находки на территории Чукотского АО относятся ко второму тысячелетию до н.э.

По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» (кочевых) и «сидячих» (оседлых). Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого – морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер. Хозяйство большинства чукчей очень долго сохраняло натуральный характер. Вплоть до 18 века орудия труда и оружие изготавливалось из кости и камня. В 19 – 20 веках, после соприкосновения чукчей с русскими, американцами и т.д. у них появились металлические топоры, наконечники стрел и гарпунов, ножи. Чуть позднее появилось  огнестрельное оружие. 

Основным средством передвижения были олени, запряженные в нарты нескольких видов, – грузовые и ездовые. По снегу и льду ходили на лыжах – снегоступах. Кроме того, использовались ездовые собаки.

Поселения (стойбища) «оленных» чукчей представляли собой группу яранг, которая обычно могла насчитывать до десяти. Яранга традиционно состоит из деревянного остова, покрытого шкурами оленей. В яранге используется сложная система крепежей и ремней, чтобы жилище могло устоять в сильные метели и пурги.

Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. В центре яранги находился очаг, а у задней стенки устанавливалось спальное помещение – полог. Каждое утро хозяйка раскладывала на снегу полог и выбивала его колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником. Домашняя утварь содержит самое необходимое – деревянные блюда и чашки. 

У кочевых и оседлых чукчей было развито декоративно-прикладное искусство. У кочевых – это были промыслы, связанные с оленеводством – обработка и выделка шкур, вышивка бисером, подшейным волосом, меховая мозаика – все то, чем обычно украшали одежду местные мастерицы. У оседлых чукчей – охотников на морского зверя, это было косторезное искусство. Кожу традиционно выделывали каменными и металлическими скребками.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имеет существенных различий. Обычно одежда шьется из оленьих шкур двух слоев – мехом внутрь и наружу. Одежда бывает мужская, женская, детская, повседневно-бытовая и празднично-обрядовая.

В основе религиозных верований и культа у чукчей существовал анимизм, промысловый культ. В каждой семье были свои покровители – ритуальные предметы и фигурки хранились в каждой яранге. Непременным атрибутом каждой семьи было огниво – доска грубой антропоморфной формы с углублениями. Огонь, добытый таким способом, считался священным.

Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве были сферой деятельности шаманов. Их не выделяли в отдельную касту, они принимали участие в промысловой деятельности всей семьи, стойбища. От других членов семьи шаманов отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, впадать в состояние транса, совершать «камлание». Главным ритуальным атрибутом  шамана был бубен «ярар».  Ярар являлся семейной святыней, его звучание символизировало «голос очага». 

У чукчей был и свой фольклор. Основные жанры – мифы, сказки, предания, бытовые рассказы. Очень большое количество сказок и преданий о животных, о том, как складываются отношения людей с животными. Особое место в чукотском фольклоре занимают музыкальные произведения – родовые и личные песни, где музыка неотделима от текстов.

Есть у коренного населения и свои праздники, и праздничные обряды. В основном они связаны с хозяйственными циклами, сменой времен года. У местных «оленных» людей – это осенний и зимний забой оленей, отел, откочевка стада на летние пастбища и их возвращение.

У большинства приезжего населения, особенно, когда они приезжают сюда впервые,  до настоящего времени сохраняется ощущение  попадания  в космос. Почти физическое ощущение пребывания в буквальном смысле «на краю земли». Особенно это ощущение усиливается зимой, в полярную ночь.  И на этом самом краю земли, в тяжелейших условиях жизни, где необходимо каждую минуту думать о том, как выжить, не погибнуть от холода и голода, была создана необыкновенная культура крошечного народа, затерянного на просторах Арктики…

На выставке представлены самые разнообразные предметы, в основном, из собрания Чаунского краеведческого музея – предметы быта, этнографии, декоративно-прикладного искусства, картины, книги – все предметы объединены темой оленя. Выставку дополняют рисунки детей  - учащихся Певекской школы искусств.

В данном случае наша выставка представляет собой проблемно-тематическую выставку, где разноплановые музейные предметы и художественные произведения сгруппированы в рамках обозначенной темы, но используются и формы интерактивной художественной коммуникации, т.е. непосредственного соучастия посетителя в происходящем

Художественное решение в оформлении данной выставки долго не складывалось в единое выставочное пространство – очень хотелось сделать эту выставку емкой, содержательной и в то же время яркой и праздничной, такой же яркой, как самобытное искусство «оленных» людей. Сами музейные предметы подсказали художественное решение – выставка получилась разнообразной и яркой, как мозаика или калейдоскоп – в витринах соседствуют предметы декоративно-прикладного искусства – малая скульптура (кость) и вышивка подшейным волосом оленя с бисером. На подиумах рядом ритуальные и бытовые предметы.

Но самое увлекательное происходило на открытии выставки – это было настоящее театрализованное представление с исполнением чукотских песен и танцев, добыванием священного огня, исполнением ритма на бубне – яраре. В общем, произошло настоящее погружение  в жизнь и культуру «оленных» людей.

Наше учреждение часто использует такие приемы общения с посетителем. Таким образом, посещение музея становится не скучным назидательным мероприятием. Каждая встреча бывает  увлекательным и эмоционально окрашенным путешествием в ту или иную реальность, в данном случае это было «путешествие к «оленным» людям».

Хочу также добавить, что трудно переоценить значение выездных, передвижных выставок для жителей так называемой глубинки – вахтовых поселков или сотрудников предприятий, удаленных от города. Для этой категории населения передвижные выставки, организуемые нашим  музеем, по-прежнему единственная возможность приобщения к историко-культурному наследию края.

И, конечно же, выставка, устраиваемая музеем в других регионах России – это возможность заявить о себе, привлечь новых партнеров. У нашего музея есть опыт таких выставок – в 2014 году наша выставка «Певек – территория Арктики» экспонировалась в Москве, а в 2017 году выставка «Территория Певек: самый северный город России» экспонировалась в культурной столице РФ – Санкт-Петербурге.

Сейчас, в современной России краеведческие музеи стали своеобразными культурными центрами. В них, в провинциальных музеях, прежде всего сохраняются чувства людей по отношению к своей родине, формируется чувство национального самосознания национальной самоидентификации, благодаря которым только и возможно сохранить уникальную историю и культуру, как отдельных народов России, так и государства в целом.

Читатели комментируют

24 Екатерина   3 декабря 2018, 19:43

Перезвоните мне пожалуйста 8(495) 740-53-59, Екатерина.

23 Евгения   22 ноября 2018, 05:38

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85

22 Евгения   20 ноября 2018, 11:42

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85 Евгения.

21 Виктор   19 ноября 2018, 21:31

Перезвоните мне пожалуйста 8(952)096-44-78 Виктор

20 Виктор   18 ноября 2018, 09:12

Перезвоните мне пожалуйста 8(905)273-90-73 Виктор

Посмотреть все 24 комментария



Написать комментарий   Некорректный логин или пароль