ЧП и «Дурочка с севера»
Чукотские блогеры достигли дзена при лимитированном Интернете.
Медийность в полярной ночи, под северным сиянием и сумасшедшим «южаком». Этой зимой супруги Хлебниковы из Певека взбудоражили российские соцсети. Никакого хайпа – только искренние истории про самый северный город страны. В свободное время бухгалтер и редактор ведут паблик ВКонтакте, самобытные каналы на Youtube и Яндекс.Дзен. ИА «Чукотка» публикует текст EastRussia о певекских блогерах.
- Пламенный привет из холодной Чукотки! Устал от хайповых тем? Надоели челленджи, топы и прочий мейнстрим? Ты уже знаешь, как легко заработать в интернете без вложений, а про Чукотку не знаешь практически ничего? Тогда добро пожаловать на наш канал! From Chukotka with Love! – так салютуют подписчикам Ефим и Валерия («Фима Псина» и «Дурочка с севера») на своей странице нового сервиса крупной поисковой системы. Их проект работает по принципу DIY, от англ. движения «Do It Youself» и Indie, то есть независимо от финансовой поддержки со стороны.
Официально Лера работает редактором на певекской телестудии, Ефим - бухгалтер АО «Морпорт Певек».
ЕФИМ: Я родился, вырос, и практически всю жизнь провел на Чукотке. Лера помчалась за мной, как верная жена декабриста. Мы познакомились в Воронеже, судьба так сложилась, что у нас в какой-то момент появились общие знакомые. Мы восемь лет доходили до того момента, чтобы быть вместе. Она в Певеке полтора года. Лера окончила Воронежский госуниверситет, я - международный институт компьютерных технологий. С Яндекс.Дзен у нас случилось, как со взмахом крыла бабочки, который рождает тайфун на другом конце Земли. Полтора года назад я начал вести паблик в ВКонтакте «Певек-родной город». Я искал хобби, а там как раз требовался деятельный администратор, потому что активность на нём было практически нулевой. Стал думать, чем наполнять группу так, чтобы был стабильный информационный поток. Начал брать репостами и информацией из общих источников. Как итог: набрали аудиторию, рубрики, фотографии и видеоматериал. Следующим этап развития стала попытка создания видеопроекта и нам это удалось. Лера подарила мне на день рождения камеру. Я сказал: «Ой, классно, теперь буду ездить и по возможности снимать». Мы выделили из семейного бюджета определённую сумму, которая позволила загружать видео на канал.
Сейчас на нашем канале Youtube 30 эпизодов про Певек и окрестности. Осенью в Певек прилетал тревэл-блогер Александр Никулин. Хотя для него это было не первое посещение Певека, он всё же готовился к путешествию и в процессе нашёл мой канал. В Певеке мы встретились, пообщались о жизни в городе, интернете, блогинге и многом другом. Обменялись контактами и с тех пор поддерживаем связь. В основном, конечно, он нам помогает и подсказывает способы дальнейшего развития нашего проекта. О Яндекс.Дзен мы узнали именно от него. Он рассказал, что есть такая платформа, которая только с июля начала работу, вы можете там зайти, потому что информации по Чукотке мало. Так мы оказались на Яндекс.Дзен. Спустя пару недель нас заметили и предложили дать интервью для рубрики «Канал дня». Поводом для гордости стал пост набравший 10 тысяч просмотров и около 300 пальцев вверх – для узкоспециализированного канала это практически рекорд. Ещё одной приятной новостью стала возможность получения спонсорской поддержки в размере 300 тысяч рублей. Как канал, участвующий в программе поддержки - мы пример для других. Не просто инфоповоды себе всасывать или всякие хайпы ловить, мы мотивируем другие каналы быть уникальными и самобытными. Не тянуться на поводке мейнстрима, а гнуть свою линию. У нас на канале есть несколько рубрик, мы стараемся развиваться в нескольких направлениях. Деньги частично нам поступают, мы отчитываемся за определенные моменты. Точно определились на будущее, что будем брать технику. Компьютер уже совершенно не тянет монтаж. Те, кто нас смотрит, жалуются на качество звука и картинку.
На сегодняшний день суммарное занятие пабликом, видеопроектом и каналом становится всё тяжелее, потому что помимо интернет-активности есть реальная жизнь, которая стоит на первом месте - это работа, семья, активный отдых. Да и блогеров сейчас хватает, и, в принципе, площадка занята. В Анадыре есть ведущий Игорь Баданов, он постит в Инстаграме тонны материала по региону. В этом году 20 человек из Анадыря и других районов Чукотки отправили на ВЭФ. Я не скажу, что каждый тут Соболев или Дружко, и все пытаются друг друга троллить, такого нет. Есть очень крутые фотографы, которые опять же у нас в группе размещены.
ЛЕРА: Мой ник «Дурочка с севера» - это популярная песня у группы «LaScala», солистка которой из Анадыря. Она улетела в Москву, и спустя какое-то время выпустила песню, которая стала хитом в альтернативных кругах. Она поёт, обращаясь к молодому человеку, что «дурочка с севера» из-за разницы в часовых поясах опять не будет спать, будет тебя выслушивать. Игра слов нам понравилась. Когда я впервые приехала на Чукотку, мне было тяжело адаптироваться, я ходила и хлопала на всё глазами.
В Воронеже я работала в рекламном агентстве координатором промо- и ивент-проектов. Но решила, что карьеру я успею построить всегда, а семью – нет, и прилетела. Тут устроилась близко к профессии - редактором на телевидении, тут мой диплом как-то можно прилепить. Первый месяц я была в воодушевлении, понравилось уединение после всех этих промоутеров, заказчиков, клиентов. Ты ходишь, а травка пахнет хорошо, просторы, какие-то ягодки. Всё так прекрасно, нет народа, тишина на улицах. А через месяц начинает хотеться – всё, хватит тишины, можно возвращаться в привычный ритм. А некуда. Подруга выразилась: «Когда я приезжаю на Чукотку, такое ощущение, что меня накрывают банкой и консервируют». Через пять месяцев я не выдержала и сказала: «Бери мне скорей билет, мне нужно слетать ненадолго». Я улетела, успела поработать, Ефим прилетел в отпуск, собрал мои вещи и забрал меня обратно.
СТРИМ? ЗАБУДЬТЕ
ЕФИМ: Интернет - это самая большая проблема, я уже забыл, что такое скорость, и как её измерять! Пробовали потоковое видео на Ростелеком, аудиосвязь еще более-менее, но канал узкий. Пару-тройку первых видео у нас несколько раз слетало, деньги просто сгорали в пустоту, или трафик сгорал. Потом мы научились, что за 3-8 часов 2 гигабайта можно загрузить. Ночью у нас тариф дешевле - 0,35 копеек - мы начали подгадывать под трафик, который у нас был, 1000 рублей за 4 гигабайта. Но когда много выпусков, 3-4 подряд, это бьёт по карману.
Среди моих друзей есть шутка, что нашему округу, всё равно на всех, у нас свой флаг, свой герб, мы вообще можем отделиться и уплыть, потому что автономны! Наша периферийность - что-то уникальное.
Север устраивает проверку. Когда кто-то прилетает сюда по работе, не все выдерживают эти полярные ночи, дни, ветра, давление атмосферное, потому что мы на границе с космосом. Кто не выдерживает, уезжает. С некоторыми вещами правда тяжело свыкнуться. Из-за нехватки безлимитного Интернета многие тоскуют. Это основной вопрос у всей молодежи.
TRASH TALK ОТ БЫВШИХ
ЕФИМ: Классические заблуждения и истории про Чукотку это, понятно, яранги, чукчи, белые мишки и так далее, это можно прочесть в любом анекдоте. Но в нашей группе встречается такой тип людей, которые уехали отсюда и всячески не понимают, как мы продолжаем здесь жить. Они разоряются: как вы здесь можете, господи, что ж такое, приезжайте к нам в Грязи, тут классно! Это вызывает у меня наибольший внутренний диссонанс. Плюс еще хаяние того, что здесь происходит. Сделали дорогу, ааа, вот, значит, что-то другое сломают. То есть если делают что-то хорошее, обязательно начнётся hate speech, trash talk, всё модное теперь обрело форму. Это классика заблуждений, с чем я столкнулся от бывших за полтора года.
Есть мнение, что жители Чукотки не выносят жару. Не привыкли. Однажды у меня отпуск выпал чуть-чуть на лето. Я специально выбирал не самое жаркое время и прилетел в феврале, но застал июнь-июль. Поехал в Воронеж. Жара не сказать, чтобы прям аховая, но я два месяца пролежал лёжнем под кондиционером. Лично меня раздражает, что я липкий, у пары друзей такая же тема. Но с непереносимостью жары можно поспорить, потому что мой брат был в Турции, и ему нормально. Это всё психосоматика.
Жителей Чукотки на материке можно узнать по особому менталитету. Мы со своими, певекчанами, друг друга больше понимаем. Про южак, про трубу, про что-то еще. На нас вроде как косо не смотрят, хотя другому придётся разжевывать. Мой друг рассказывал, когда в ВУЗ пришел, все узнали, что он с Певека. Какая-то девушка подходит и показывает мобильник, пальцем трогает и говорит: «Маааабильник». Тогда он достает свой и говорит: «У меня тооооооже». Там девочка немного космическая была, видимо, пыталась так пошутить или заигрывала.
ЛЕРА: Чукчи, которые сохраняют обычаи, могут многое рассказать. Те, у кого он в крови, говорят прекрасно; он ласкает слух, когда льётся без напряга. Но я ломаю язык сразу же при выговаривании первого слова. Я очень люблю чукотские песни, но тут они свелись к такому минимуму, к монотонному этнозвучанию из 3-4 чукотских фраз, а всё равно красиво. На фестивале «Эргав» Я брала интервью у хозяйки яранги, которая делала это жилище своими руками, сама выделывала шкуры, палки для неё, всё-всё. В этом году в Москве на выставке «Сокровища севера» её яранга заняла первое место в номинации национальное жилище и национальная кухня.
НЕБЕСНЫЙ «ДИММЕР» И ПСИХОЗЫ ПОГОДЫ
ЕФИМ: Полярная ночь на Чукотке наступает ~27 ноября и отступает 16 января. Это в одну секунду не происходит, постепенно, постепенно, и ты понимаешь, что уже в ночи. Мы начали видеоблог в марте, уже более-менее появился световой день. Другой момент, мы начали снимать с панорам города, и еще плюс хотели отличиться от многих и снимали мои подводки тоже на улице. Очень часто мешала погода. Мы с Лерой переписывали дубли раз по 100, трясущимися, замёрзшими руками, чтобы просто не было эха и ветер не бил в микрофон. Ветер тут - самое непредсказуемое, ладно, когда снег летит. И плюс холодно. Летом становится попроще, но, опять же, от ветра не защитишься, нам нужен микрофон отдельный. Я изначально купил себе камеру типа go pro action, думал, будет удобнее снимать и с собой носить, но оказалось, что ни микрофон, ничего к ней не подключается и мы часто «веселились», когда подписчики об этом писали. На интервью звук очень грустно просаживается, а в темноте, как при плохом освещении, она начинает пикселить. Я многое открыл за год в съемке в условиях Крайнего Севера, это своеобразный опыт.
Наравне с полярными ночью и днём одно из удивительных чудес Чукотки - это южак, очень сильный ветер, до 50 м/с, обладающий муссонным эффектом (город застраивался с учётом этих ураганных ветров — дома возводились так, чтобы каждый микрорайон имел здание-стену, перекрывающее сильный воздушный поток, защищая собой другие сооружения). Тебя может просто сбить с ног, унести, поволочь. Его самая основная фишка - что он продолжительный, может идти неделю, месяц, понятно, что месяц – это на грани фантастики, но недавно с неделю дул. В это время отменяют школы, маловажных сотрудников оставляют дома, очень важных возят на машинах, и всё серьезно становится, потому что опасно. И дверью может прихлопнуть, и еще чем-нибудь, такой качественный ветерок! Лера когда приехала, говорила, вот это ветер, 20 метров в секунду! Я отвечал, что это еще терпимо, вот будет сорокет, тогда повеселимся! У нас и новогоднюю ёлку уносило.
Для нас обычное дело, когда ветер двигает машины, переворачивает мусорные баки, приносит или уносит тонны снега, заваливает дороги (переходы, проходы, тропинки, короба). Да и просто отрывает и уносит вдаль всё, что плохо лежит. Как правило, такие случаи редкость, так как с опытом всё не прикрученное стало прикрученным, а всё плохо стоящее стало крепко стоящим. В такую погоду твой дом - крепость. Он становится еще более уютным и ламповым под гнётом стихии, когда порывы ударяют в окна так громко и сильно, что кажется, вот-вот и выбьют их. Иногда даже кажется, что они немного прогибаются вовнутрь. Но, думаю, это уже игра разума.
Северное сияние над Певеком хорошо видно. Яркое, сочное, прямо змеи такие на небе шевелятся, зелёные, длинные. Поначалу очень круто, потом привыкаешь. Но иногда всё-таки природа тебя удивляет и выдает такое северное сияние, как столбы света, и ты не веришь, что это по-настоящему. И ветра - это тоже бонус, своя романтика. У меня племянник радостный такой ходит, о-хо-хо, ничего не надо делать к школе, её же всегда при сильном южаке отменяют. Школьникам вообще лафа, и я с теплом это вспоминаю эти моменты в своём детстве, и он радуется.
У нас дом возле берега моря расположен, очень удобно, можно шашлычок рядом сделать и мангал. И вот как-то в середине августа мы собрались, я открываю форточку - снег летит! Мы пошли в куртках. И комары вперемешку со снегом - это тоже нормально. Есть видео, где в июле позади меня снег в карьере, и комары летают. Комары вообще бешеные, мы с Лерой снимали видео к очередному конкурсу, комаров не то, что много, они просто безумные летом. В тундре, когда из живности только ты, и, допустим, твоя собака, можно загрустить.
НА РУБЕЖЕ ДВУХ МИРОВ
ЛЕРА: Сейчас на Чукотку возвращается молодежь, они начинают работать, реорганизовывать пространство. Первый раз я прилетела в 2015, и вот уже заканчивается 2017 – за три года колоссальные изменения, возвращается выпуск 95-го года рождения, которые отучились в 2012 году. Возвращаются и начинают потихонечку эту лодку раскачивать, а её надо раскачивать! Важно, чтобы это не заглохло вначале, потому что это случается. Профессионалов нужно чем-то держать, рублём, а рубль не всегда та мотивация, которая нужна человеку. Когда открывалось «ИА Чукотка», главного редактора вызвали из Владивостока. Сначала он работал один, чуть позже вызвал коллегу из Благовещенска, сейчас ждут ещё одного человека с Владивостока. Поначалу это была именно денежная мотивация, но я была в Анадыре, и видела, что это молодые специалисты, которые работают, потому что им это интересно. Они рассматривают переезды, но внутри этого северного края. Например, в ЯНАО, или с Анадыря в Певек приехать поработать на период отпуска.
Я планирую здесь задержаться на какое-то время. Мы сначала хотели уехать через два года, сейчас я уже рассматриваю варианты чтобы остаться и в какой-то мере перевезти своих близких на Чукотку, потому что я защищена со всех сторон. Декретные, я же думаю об этом тоже, и мне очень нравится институт материнства на Чукотке, тут детям до года бесплатно выдают смеси, пюрешки. Банка хорошей смеси на материке стоит 700 рублей минимум, а тут одну из лучших смесей до года дают бесплатно, если у тебя нет молока. Также прикорм, пюре. Мне очень нравятся детский сад и школа. Я бы хотела, чтобы детство моих детей прошло здесь.
ЕФИМ: Певек сейчас находится на рубеже, на Рубиконе. Город прям контрастов-контрастов. С одной стороны у нас строятся детские красивые площадки, с другой - разрушаются ветхие старые здания. Разруху убирают. Вообще последние 2-3 года я вижу положительную динамику, строительство больницы, дворовых детских площадок, деньги или в связи с ПАТЭС стали давать, или они были и начали реализовывать проекты. Плотину, которую очень долго делали, запустили. Не всё так плохо, и об этом стоит говорить!
Был период, когда все отсюда уезжали (в конце прошлого - начале этого века Певек стал абсолютным рекордсменом по относительному сокращению численности населения, перепись в 1989-го года – 12 тыс. человек, 2002-го - 5,2 тыс. человек). Лера недавно была на встрече с главой, там озвучили, что сейчас у нас население 5,5 тысяч жителей. Есть такая фраза, что Россия начнет возрождаться с севера, и я внутри чувствую это. Наверное, поэтому всем этим и занялся.
Мне кажется, мы тоже делаем что-то полезное для общества и людей. Прочитаешь потом в комментариях, мол, «прослезился» или «тронуло», и это цепляет. Что в этом мире я сделал хорошо не только себе. Это то, зачем мы всё это начали – у людей, особенно уехавших из Певека, есть дикая тоска. Это факт. Один мужик говорил, что видос мой другу показал, тот запил на неделю. Говорил, ааа родной Певек, все дела! Слёзы. Любое творчество для того и создано, чтобы вот так задевало.
Но мы не повернуты на Чукотке и Певеке до фанатизма. Да, мы их любим, но я, например, очень долго шел к этой любви, такой чистой и искренней. Надо понимать, что есть еще амбиции какие-то, которые, к сожалению, Чукотка и Певек не покроют. Если я почувствую, что надо двигаться дальше, я двинусь. На данный момент нам хорошо здесь, мы здесь действительно счастливы, строим семью. И мы получаем удовольствие от природы Чукотки, тундры, безумных масштабов просторов, от которых просто сносит крышу. Это всё достойно того, чтобы провести здесь хотя бы какую-то часть своей жизни. Потому что ты просто идёшь и бац! – находишь какое-то строение, то ли что-то тут было, то ли не было, просто загадочное место. Мультик Gravity Falls будто отсюда рисовали, кажется, это где-то здесь, в тундре всё и происходит. После Воронежа Певек был для меня как госпиталь для души. Я понял, насколько он важнее для меня, чем материк. То, чего мы добились означает, что можно чего-то достигать вдали от миллиард благ. Побыть в консервации, в резервации каждому надо, именно под всеми этими чудесами природы внутри что-то просыпается.
Наш город находится, как я люблю говорить, у края Вселенной. Вокруг на многие тысячи километров простирается дикая местность. Исключение составляют добывающие компании, сёла и поселения-призраки. На фоне этого величия мы выступаем удивительной родинкой на теле Чукотской земли, которая отстояла свой кусок территории кровью и потом, крепко за него уцепившись. И родинка эта старается. Ой, как старается, изо всех сил вступить в новое время, не потеряв при этом саму себя.