Порт Анадырь: один из важнейших пунктов на магистрали Северного морского пути
Руководитель службы капитана морского порта окружной столицы Сергей Майстренко рассказал об особенностях работы самого крупного морского порта федерального значения на Чукотке.
Руководитель Службы капитана морского порта Анадырь Сергей Майстренко рассказал в одном из номеров журнала "Морские вести России" о том, что представляет собой сегодня самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке, об особенностях работы порта, и о том, как организована система обеспечения безопасности мореплавания в арктических условиях. ИА «Чукотка» публикует текст статьи.
Социально-стратегический аспект
Морской порт Анадырь расположен в северной части Берингова моря на берегу Анадырского лимана. Его основная задача – это обработка грузов для населенных пунктов Чукотского автономного округа. В период навигации, которая обычно длится с середины июня по начало ноября, одновременно работают два судоходных направления: морское и речное. Анадырь - единственный порт на Чукотке, который обслуживает речные перевозки грузов в населенные пункты, расположенные в верховьях реки Анадырь и ее притоков.
На протяжении последних лет морской порт Анадырь демонстрирует относительно стабильные показатели. Основные виды грузов – это энергоносители, продовольствие, стройматериалы, которые доставляются из Приморья контейнеровозами и танкерами, но также действует местная линия по перевозке угля из Анадыря в Эгвекинот.
Интенсивность судоходства в среднем составляет 65 заходов. Так, в 2017 году обработано 70 судов и осуществлена перевалка более 157 тыс. тонн грузов. Из них контейнеры составили 27,5 тыс. тонн, генеральные грузы – 23,2 тыс. тонн, уголь – 72,9 тыс. тонн, нефтепродукты – 33,5 тыс. тонн. Также за время навигации было перевезено 34,2 тыс. пассажиров.
Сложности навигации
Суровые гидрометеорологические условия – один из факторов, который во многом определяет особенности работы Службы капитана морского порта Анадырь. Считается, что это самый сложный в навигационном отношении морской порт на Чукотке и на Дальнем Востоке в целом.
От ледовой обстановки зависят сроки начала и конца навигации, которые ежегодно корректирует капитан морского порта, издающий соответствующее распоряжение. В 2017 году навигация продлилась 159 суток. В период навигации здесь отмечаются сильные и холодные ветра. Скорость приливных течений может достигать 14 км/час.
Кроме того, в конце октября в акватории порта появляется тяжелый торосистый лед. Дрейфующие льдины создают опасность для судов, находящихся на рейде и у причалов. Прямая задача Службы капитана порта - исключить возможности нештатных ситуаций в данных условиях.
Портовый контроль
Государственный портовый контроль в порту ведется в круглосуточном режиме. За период навигации было проинспектировано 15 российских судов, выявлено 50 нарушений. Комплексные проверки осуществляются во взаимодействии с другими контролирующими органами – Дальневосточным управлением Госморнадзора, Магаданской транспортной прокуратурой.
Добавлю, что для повышения качества работы инспекторы государственного портового контроля проходят регулярное обучение на курсах повышения квалификации, обмениваются опытом с другими филиалами и осваивают нововведения отечественного и международного морского законодательства.
Порт сегодня и завтра
Из десяти причалов, которые есть в морском порту Анадырь, три предназначены для обработки морских транспортных судов с осадкой не более 7 метров и длиной не более 177 метров. Причалы оснащены кранами и могут одновременно обрабатывать два судна. В акватории порта действует шесть якорных мест. Операции по постановке судов на якорь и снятию их с якоря, швартовные операции судов осуществляются с разрешения капитана морского порта. Выполняется буксирное сопровождение. Бункеровка не осуществляется.
Для улучшения работы порта необходимо совершенствовать логистическую инфраструктуру. И развитие в данном направлении есть. Так, в 2016 году в рамках ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» в морском порту Анадырь проведена реконструкция объектов федеральной собственности – причалов №11-13.
В настоящее время на утверждении находится проект «Строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в поселке Угольные Копи». Предполагается, что доставку по лиману будет осуществлять судно ледового класса, которое сможет брать на борт 200 пассажиров, два грузовых или семь легковых автомобилей.
В проекте учтены технологические решения по грузо- и пассажиропотоку, транспортной безопасности, энергоснабжению, средствам навигационного обеспечения. В ходе проектирования дополнительно проведены инженерно-археологические и сейсмологические исследования для уточнения проектных решений.
Экологическая безопасность
Служба капитана морского порта Анадырь контролирует соблюдение экологического законодательства, опираясь на нормативные документы и законодательные акты Российской Федерации. В целях контроля за выполнением законодательства в сфере защиты морской среды от загрязнений Службой капитана морского порта в соответствии с предоставленными полномочиями неоднократно выполнялись контрольные мероприятия путем мониторинга состояния акватории и причальных сооружений.
Также в рамках портового контроля проверено 15 судов под российским флагом на соответствие требованиям Международной конвенции о предотвращении загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74). Нарушений природоохранного законодательства субъектами хозяйственной деятельности не выявлено.
Капитаном морского порта Анадырь организовано взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (ТМУ Росприроднадзора, Магаданской транспортной прокуратурой, ДВУ Госморнадзора) по вопросам информирования о загрязнении акватории морского порта Анадырь отходами производства и потребления, сточными водами и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
В адрес Службы капитана морского порта Анадырь до настоящего времени не поступала информация о возникших ситуациях, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, связанных с нарушением выполнения требований п. 97 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта».
Безопасность мореплавания
Природные условия, создающие повышенный риск для безопасности судоходства, предъявляют жесткие требования к работе Службы капитана морского порта. Деятельность службы основана на положениях Федерального закона от 08.11.2007 г. №261 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 30.04.1999 г. №81 «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», «Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (Приказ Минтранса России №140), «Обязательных постановлениях в морском порту Анадырь», Положении о капитане морского порта (Приказ Минтранса России от 17.02.2014 г. №39 «Об утверждении Положения о капитане морского порта»), распоряжениях капитана морского порта Анадырь.
Что касается технических средств обеспечения безопасности мореплавания, то они функционируют в том количестве и качестве, которые необходимы и определены законом. Навигационное оборудование находится в рабочем состоянии. Плавучие СНО выставляются в начале навигации и убираются при ее завершении.