Роман Копин: Наша задача – сделать экономику Чукотки устойчивой
Губернатор округа дал большое интервью журналистам региональных СМИ.
Чукотка постепенно обретает устойчивую экономику, которая поможет региону не зависеть кардинально от золоторудной отрасли. Таков главный тезис, прозвучавший в ответах губернатора ЧАО Романа Копина. В минувшую пятницу, 16 сентября, он чуть менее часа отвечал на вопросы представителей местных СМИ – журналистов ИА «Чукотка», ВГТРК «Чукотка», радио «Пурга» и газеты «Крайний Север».
Визиты важных персон на Чукотку продолжатся
- Считаю важным разговаривать не только в Москве или на полях экономических форумов, а искать решение проблем и вопросов субъекта непосредственно на месте. Визиты такого плана не спонтанные, к ним все стороны очень серьезно готовятся. И эта практика будет продолжена.
Мы практически выходим на реализацию энергетической стратегии региона, и я думаю, в ближайшее время будем готовиться к визиту энергетиков разного уровня с разными задачами и повестками, начиная от символической закладки первой сваи береговых сооружений для ПАТЭС в Певеке, до линии электропередачи новым потребителям и проектам. Все правительство работает над тем, чтобы хороших новостей было как можно больше.
Решение вопроса о быстром и доступном Интернете – на особом контроле
- В решении этого вопроса будут объединены силы субъекта и федерации. Ведь Чукотка сегодня – единственная в России, куда не пришел оптоволоконный кабель. Да, в стране есть несколько крупных городов с большой численностью населения, куда он тоже не дошел, но все-таки в субъектах Интернет есть везде. И с реализацией большой программы Ростелекома и Минсвязи по протяжке кабеля до Сахалина, Камчатки, Магадана, в принципе, белых пятен практически не осталось, кроме Чукотки. И это наша стратегическая цель. Либо мы решим вопрос по тому же сценарию, что на Сахалине – протянем кабель по дну, либо увяжем эту работу с планами развития региона, о которых федерация знает. Через линию электропередачи кабель можно «притащить» сначала на западную Чукотку. Это пусть не такое отдаленное, но осязаемое будущее –строительство ЛЭП имеет горизонт в 2019-2020 годах. Но пользоваться интернетом мы хотим уже сейчас.
Мы видим, что Чукотка потребляет очень малый объем спутникового трафика. Причин несколько – его дефицит, отсутствие инфраструктуры и дороговизна ресурса. В настоящее время решены две из трех проблем. Трафика достаточно, есть спутник IM 5, который значительно улучшил ситуацию по связи на Севере и Дальнем Востоке. С осени этого года освобождается дополнительный ресурс из Магадана и Камчатки, поскольку они будут получать часть трафика по ВОЛС. Инфраструктура на Чукотке создана – есть объекты РТРС и сотовых операторов, у «Арктик Регион Связи» и Ростелекома. В принципе, препятствий у нас не осталось. Наша задача - в течение нескольких месяцев кратно увеличить объемы спутникового ресурса для Чукотки. Но сначала нужно оценить свои возможности и прийти к соглашению с министерством. Мы рассчитываем в этом вопросе на помощь федерального бюджета.
Например, мы были с министром в Эгвекиноте и посмотрели школу. Потребляемый ею трафик составляет всего один мегабит. Нам нужно кардинально менять систему и давать для школы трафик в 10-15 мегабит, тот минимум, с которого нужно хотя бы начать. Это мы и начнем сейчас делать, может не во всех поселениях сразу, но в крупных «картинку» нужно менять кардинально.
«Открыть» Чукотку для желающих ее увидеть
- Для Чукотки рыночный тариф на перевозки пассажиров выглядит слегка завышенным. Нельзя оценивать регион через рынок. Если сделать так, что сюда нужно летать раз в квартал и на большом суперджете, но это неинтересно и не нужно. Мы внутри региона дробим перевозки для того, чтобы обеспечить частоту и необходимую возможность сообщения с разными населенными пунктами. Повторюсь: если на каком-либо направлении рейсы возможны раз в неделю или две, значит его просто нет. И пользоваться им можно только в одном случае: если ты раз в году летишь в отпуск. Но когда мы говорим о какой-то мобильности населения, возможности перемещаться внутри региона, рейсы должны быть чаще. То же самое касается московского или других направлений. Для таких субъектов Дальнего Востока очевидное решение – это «плоский» тариф. Аэрофлот в этом году летает по некоторым направлениям по такой схеме, но Чукотка, к сожалению, пока не попала в этот список. Считаю, над этим нужно продолжать работать и добиваться нужных решений.
Помимо авиакомпаний мы поднимаем этот вопрос в Госдуме, Совете Федераций и в правительстве. Пока не вышли на конкретные соглашения, но думаю, добьемся этого.
В Эгвекинот можно сделать тур выходного дня
- Мы сейчас, наверное, не готовы «открыть» для авиаперелетов всю Чукотку. Но сейчас по направлению «Анадырь – Эгвекинот» частота авиасообщения колеблется от одного до трех раз в неделю. Среди пассажиров, прилетающих в Эгвекинот, помимо командировочных есть люди из Анадыря. Их пока мало, но я верю, что если это направление сохранится и дальше, как стоимость перевозки, а продажа билетов станет более предсказуемой и открытой, то мы можем видеть на этом участке увеличение количества не только жителей региона, но и сторонних участников.
У нас есть все возможности и типы воздушных судов, что позволяет варьировать их в зависимости от загрузки. Для пассажира это не имеет большого значения, поскольку не влияет на цену билета. А мы можем отвезти туда как десять человек, так и сорок. Или сделать дополнительный рейс, если есть необходимость. Осталось только обеспечить прозрачную продажу билетов. Проживание в Эгвекиноте стоит от 2500 до 3000 рублей за сутки. Это хорошая возможность совершать тур выходного дня. Эгвекинот - другая планета, которая очень отличается от Анадыря, и он становится очень дружелюбным для гостей.
Сделать экономику устойчивой
- На Чукотке сложилась не очень устойчивая, но хорошая экономика, мы значительно нарастили экономическую базу. Только за последние три года она увеличилась почти в два раза. Это значит, что округ стал зарабатывать деньги. Еще в 2014 году доходная часть региона составляла около 10 миллиардов рублей, то сегодня мы зарабатываем около 15-16 млрд. Это очень хороший показатель. При том, что расходы бюджета растут, но доля собственных доходов растет быстрее – значит, регион становится менее зависим от дотаций.
Да, мы сильно зависим от мировой цены на золото, в меньше степени – на серебро. Нельзя сказать, что такая экономика устойчива, несмотря на все положительные результаты. Если завтра ситуация в этой сфере будет меняться, то мы, конечно, это почувствуем. Поэтому работа правительства нацелена на то, чтобы снизить эти риски. Нам нужно не только готовить другие «золотые» направления к эксплуатации, но и работать в сфере энергетики, снижения тарифов и реализации новых недропользовательских проектов по меди, редкоземельным металлам, по углю. Последний – не такой заметный для налоговой базы ресурс, как золото или медь, но, в целом, он позволяет формировать вокруг себя транспортную инфраструктуру, обеспечивать занятость предприятий транспорта, авиации, морских портов, перевозчиков. Экономика становится от этого более стабильной. Это наша стратегия, наш осознанный выбор.
Налоговый потенциал региона укрепился, что позволило нам обеспечить все принятые на себя социальные обязательства, не допускать срывов по расчетам за топливо, навигацию, по зарплатам или пособиям. В сложный период нам приходилось брать кредиты у федерального правительства на обеспечение текущих обязательств. Сейчас регион сократил свою долговую нагрузку со ста с лишним процентов до 85-90%. Наша задача и дальше ее снижать. У нас запланированы большие расходы на эту статью в следующем году.
ТОР как благо для региона
- Безусловно, хотелось бы большей динамики по началу новых проектов, особенно масштабных, способствующих опережающему развитию региона. Скажем, сегодня мы подписали соглашение, а послезавтра корабли повезли тысячи тонн угля на экспорт. Из реалий – от принятия решения до начала реализации проекта времени проходит несколько больше. С одной стороны, может показаться, что идет потеря динамики, с другой – если вспомнить, что рынок сырья переживает не
самое лучшее время, ни один проект по углю на Чукотке не свернут. Более того, начиная с четвертого квартала текущего года, начнутся первые поставки угля с Беринговского на внутренний рынок. Соседним регионам – Магадану и Камчатке – это тоже должно быть интересно. В этом году первые партии беринговского угля пройдут в Магадане пробное сжигание. А ведь только год, как на Чукотке появился ТОР.
Конечно, мне самому хочется, чтобы все происходило быстрее, но хочу напомнить, что на Чукотке строительный сезон продолжается всего четыре месяца в году, а навигационный – пять. Пока существуют инфраструктурные ограничения по портам, мы будем наблюдать некую синусоиду развития.
По ТОРу – радует, что он сложился не только вокруг угля, и это не единственный проект для территории. Отрадно, что недропользователи Канчалано-Амгуэмской площади пересмотрели планы развития и деятельности своего предприятия и на последнем Восточном экономическом форуме стали резидентами ТОР «Беринговский». Уже обозначены сроки реализации этого проекта – 2018-2019 годы. Не было бы ТОРа, мы бы шли к принятию решения гораздо дольше. Теперь экономические параметры этого проекта стали лучше. Задача ТОРа – создать некий инструмент по развитию территории, высвободить дополнительные ресурсы для компаний и инвестиций в новые проекты. Малый и средний бизнес тоже начал смотреть на этот режим внимательно.
Певек как точка роста
- Арктический форум прошел для нас не зря. Сейчас ждем решения по морскому порту Певек, его пора приводить в соответствие с нынешними экономическими реалиями, иначе он не справится с нужными объемами грузов. Морпорт уже только на экспорт работает в режиме 140-150 тысяч тонн золотого концентрата. А первый медный концентрат по предварительной оценке составит 450-650 тысяч тонн. Это совершенно иные нагрузки и инфраструктура, и к этому нужно готовиться. В этом году подрядчики сделают порядка 300 метров причальной стенки. По энергетике многое стало понятным - появился подрядчик, который у соседей строил Сабетту и понимает, что такое работа в Арктике. Критически важным становится решение по аэропорту.
Вопросы, связанные с проектом, уже решены после поручений полномочного президента Российской Федерации Юрия Трутнева, в конце 2015 года получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Сейчас осталось попасть в программу, все зависит от возможностей федерального бюджета. Если говорить о аэропортах, то Певек – приоритет номер один.
Малый и средний бизнес не забыты
- Встреча проектного офиса показала, что мы вроде говорим об одном и том же, но идем к общей цели и действуем по-разному. Задача муниципальных, региональных и федеральных служб – одинаково смотреть на него не как на источник угроз или поставщика негативной статистики, а как на необходимое условие для жизни и работы территории. Мы все здесь для того, чтобы решать вопросы населения и бизнеса. Нет на территории бизнеса, нет и развития, тогда для чего все это нужно?
Информированность предпринимателей – это только часть истории. Считаю, нам не хватает прямого диалога с бизнесом. Кроме того, мало объявить о том, что у нас есть такой замечательный режим, важно, когда к тебе поступает конкретная заявка, которую нужно довести до рабочего состояния. От озвучивания бизнес-идеи или замечательного плана до их реализации нужно проделать сложную работу. Именно поэтому у нас появился такой инструмент развития, как Фонд развития Чукотки, который может сопровождать эти проекты на качественно ином уровне.
Каждую работу должен делать профессионал
(О Газпром-Нефти) - Это очень хороший проект. На Чукотке появился еще один крупный профессиональный участник рынка поставки топливных ресурсов, что является определенным знаком качества для региона. Для нас это значит, что госпредприятие «Чукотснаб» и правительство региона освобождаются от не совсем свойственных им функций по обеспечению топливом самолетов. Но если бы мы этим раньше не занимались, несмотря на всю непрофильность, то могли бы и вовсе остаться без топлива. До какого-то времени крупные участники не рассматривали рынок Чукотки как серьезный, интересный и, тем более, перспективный. Но сейчас, с учетом планов развития, начатых и готовящихся к реализации, нам удалось привлечь крупную федеральную компанию в топливный комплекс региона. Завозом топлива для самолетов будет заниматься профессиональный игрок. Это позволит нам сконцентрироваться на решении более важных вопросов. Мы в дальнейшем будем продолжать политику сокращения в тех секторах, работу в которых могут выполнять профессионалы.
(О независимом завозе продовольствия на Чукотку) Ситуация Провиденского района этого года говорит о том, что это стоит делать и дальше. В Провиденский район довольно поздно поставили первую продукцию, и сейчас идет поздняя доставка основного груза. Думаю, что завоз нужно проводить более равномерно. У нас действительно появляется много возможностей. Если говорить про Певек, то с учетом планов по порту, Северному морскому пути и расширению возможностей инфраструктуры, приходить в Певек с грузами можно намного раньше.
Опыт Иультинского района показал, что необходимо опираться на внутренние силы. Получится ли это в Провидения или нет, пока сказать сложно, мы с главой района только начали эту работу. Я считаю, что в районе можно брать ответственность за доставку продуктов и развоз их в национальные села на месте. Этим процессом не обязательно управлять из Анадыря или Москвы. Для бизнеса это новые возможности и еще одна площадка, которую регион готов освободить для инициативных компаний.
Туризм – на сладкое
- Сейчас туризм находится несколько в тени, поскольку не дает значимого дохода округу. У нас был слишком большой разрыв между тем, сколько региону средств нужно и сколько он действительно зарабатывает. Учитывая, что возможности ограничены, мы концентрируемся на отраслях, способных дать наиболее быстрый и значимый экономический эффект. Поэтому наша стратегия – это недра, золото, то, что мы держим в приоритете. Туризм не будет балансировать нам бюджет на начальном этапе, но позволит сделать экономику более устойчивой. Он оживит все сферы в населенных пунктах, поскольку недра – это замечательно, но они далеко, и жители Чукотки не знают, что это такое. Вроде это экономика, но не касающаяся их, ведь люди не вовлечены в этот процесс. Туризм как раз и позволяет добиться видимого эффекта. Кроме того, не все себя могут найти в недропользовании. Среда только формируется, но есть уже ряд готовых проектов, которые работают.
(О статусе ЮНЕСКО для объектов Чукотки) Он дает дополнительную точку притяжения, новый информационный повод для того, чтобы рассказывать о себе миру. Остров Врангеля – это наша гордость. Туда сложно добраться, но все знают, что остров Врангеля на Чукотке - родина белых медведей, и вокруг этого создается определенный фон. Если таких точек будет больше, то мы будем заметнее. Заповедники Камчатки или Ленские столбы в Якутии, которые вошли в перечень памятников культурного наследия ЮНЕСКО, существенно повысили туристическую привлекательность регионов.
На Чукотке есть и свои точки, которые мы намерены поддерживать. Например, абсолютно уникальное место – 180-й меридиан, он географически является российско-чукотским Гринвичем и тоже может работать на привлечение гостей. Конечно, нам нужен свой бренд. Мы пока только нащупываем, что нужно для Чукотки.
(О стенде Чукотки на Улицах Дальнего Востока Восточного экономического форума) Если говорить о брендировании, то мы как раз постарались представить во Владивостоке целостную концепцию региона и сконцентрировались на его потенциальных брендах. И показали единение человека и природы.
На Улицах Дальнего Востока было важно показать, чем мы гордимся и живем, что отличает наш регион от других. Проекты развития в разной степени готовности и масштабах есть у всех, а такие жители, природа – лишь у нас. И мы постарались показать участникам форума Чукотку такой, какой мы все ее любим. Постарались сделать экспозицию мобильной, чтобы после завершения мероприятия привезти ее сюда и использовать для развития туризма и демонстрации в музее.