ТОР «Беринговский»: Уголь, золото, тюльпаны и лодки для морзверобоев
За два года существования «Беринговский» показал очень хорошие темпы развития.
Добыча угля и золота уже идет на самой северной территории опережающего развития (ТОР) «Беринговский» на Чукотке, здесь уже начали строительство маломерных судов и готовятся изготовлению молочной продукции, сообщает ИА «Чукотка» со ссылкой на ТАСС.
Президент России Владимир Путин по итогам поездки в Дальневосточный федеральный округ в сентябре этого года дал поручение правительству заняться вопросами модернизации инфраструктуры морского порта Беринговский, входящего в структуру одноименного ТОР. В частности, в следующем году планируется увеличить грузооборот по углю до 500 тыс. тонн, с 2019 года - до 1 млн тонн.
ТОР «Беринговский» был создан постановлением правительств РФ в 2015 году и является одним из самых многопрофильных на Дальнем Востоке. В его перечень входит 47 разрешенных видов экономической деятельности. Общая площадь ТОР «Беринговский» - почти 160 тыс. кв. км, и ее планируется расширять.
От тюльпанов до золота
Сегодня в ТОР «Беринговский» уже зарегистрированы 24 резидента с общим объемом заявленных инвестиций в 15,4 млрд. Они планируют создать 1,279 тыс. рабочих мест. При этом спектр деятельности новых предприятий весьма широк.
«Все резиденты ТОР - действующие предприятия. Их проекты находятся в разной степени готовности. Идет работа в сфере добычи золота и угля, рыбопереработки, производства электроэнергии, дополнительного образования, водоочистки и утилизации твердых бытовых отходов, электротехнических измерений и обслуживания электросетей, добычи газа и его реализации, услуг транспорта, диетической кухни, выращивания овощей, тюльпанов и горшечных цветов в закрытом грунте», - рассказала заместитель губернатора Чукотского округа Алеся Калинова.
По ее словам, список резидентов уже в ближайшем будущем пополнится еще двумя предприятиями. Их проекты в области переработки рыбы и технического обслуживания холодильного оборудования пока находятся на стадии разработки.
Однако, несмотря на разнообразие направлений, пока только две компании являются для «Беринговского» якорными резидентами. Это компании «Берингопромуголь» и «Порт Угольный», инвестором которых является австралийская компания Tigers Realm Coal.
«Берингопромуголь» реализует проект по добыче коксующегося угля на Амаамском месторождении, заявленный там объем инвестиций 6,5 млрд. В декабре 2016 года начата добыча угля на месторождении «Фандюшкинское поле». «Порт Угольный» обеспечивает проект технического перевооружения морского порта Беринговский для увеличения экспорта угля в период навигации, заявленный объем инвестиций 2 млрд рублей», - рассказала госпожа Калинова.
Модернизация чукотского берега
Несмотря на то, что с июля 2017 года компании уже начали производить поставку угля в страны АТР - Китай, Японию, Тайвань, модернизация порта Беринговский продолжается. План у компании «Берингопромуголь» амбициозный - выйти на экспорт 1 млн тонн угля в год.
«До 2022 года компания «Берингопромуголь» планирует увеличить поставки угля с месторождения «Фандюшкинское поле» до более 1 млн тонн в год. До этого времени должны модернизировать морской порт Беринговский. В настоящее время осуществляется первый этап инвестиционного проекта, в рамках которого на Чукотке компания «Берингпромуголь» запустит к 2020 году новую обогатительную фабрику», - сообщила пресс-служба Минвостокразвития РФ.
При этом компания уже заявила, что при благоприятном развитии рынка угля возможно существенное наращивание объемов добычи - до 8 млн тонн в год. Для этого планируется с нуля создать внешнюю транспортную и энергетическую инфраструктуру - круглогодичный угольный терминал со складом емкостью 750 тыс. тонн в глубоководной лагуне Аринай. В проекте строительство автомобильной и железной дороги от месторождений к порту. Всего только до конца 2017 года компания планирует добыть и отправить в страны АТР около 200 тыс. тонн угля.
«Далее проект будет расширяться в границах Амаамского и Верхне-Алькатваамского месторождений. В настоящее время принято решение о выдаче лицензии на разработку участка «Надежный» Амаамского угольного месторождения сроком до 2037 года. Ранее была получена лицензия на участок «Западный», - уточнила Алеся Калинова.
Она добавила, что общее количество запасов Беринговского угольного бассейна оценивается более чем в 1 млрд тонн. В перспективе отсюда предполагается экспортировать от 10 до 12 млн тонн товарного угля в год.
Золотые резиденты
Второе место по количеству привлеченных инвестиций в ТОР «Беринговский» занимает золотодобывающая отрасль. В настоящее время статус «золотого резидента» имеют шесть компаний.
«Шесть резидентов занимаются добычей золота, заявив 6,1 млрд инвестиций и создание 586 новых рабочих мест. Самые крупные проекты реализуют компания «Канчалано-Амгуэмская площадь», которая ведет изыскательские работы на Канчалано-Амгуэмской площади и компания «Рудник Валунистый». Их общие вложения составляют 5,6 млрд рублей», - рассказала госпожа Калинова.
Компания «Канчалано-Амгуэмская площадь» планирует производить 350 тыс. тонн руды в год и выпускать до 1,5-2 тонн золота в год. Компания «Рудник Валунистый» будет добывать золото наземным способом и сейчас ведет подготовку к расширению производства. Также в списке «золотых резидентов» компании «БерингЗолото», «Восток», «Север» и «Интехкомс». Последняя отличается от остальных тем, что занимается не разработкой новых месторождений, а перерабатывает отходы (хвосты обогащения), а также так называемые «забалансовые запасы», оставшиеся от эксплуатации месторождений предшественниками.
Сельское хозяйство, образование и лодки для морзверобоев
Приход крупных инвесторов в ТОР стал толчком для малого бизнеса, отмечают эксперты. В настоящее время более десятка резидентов «Беринговского» - это маленькие предприятия и индивидуальные предприниматели. Одним из самых популярных становится агропромышленный бизнес в условиях вечной мерзлоты.
«Резидент ТОР ИП Макатров более полугода назад начал развивать в Анадыре тепличный бизнес по производству овощей закрытого грунта. А уже к новому году предприниматель планирует вырастить в своих теплицах, кроме помидоров и огурцов тюльпаны», - сообщили в Минвостокразвития РФ.
Есть в ТОР и на данный момент единственный «образовательный» резидент – «Центр развития ребенка». Он рассчитан на кратковременное пребывание детей - не более четырех часов. Помимо развивающих программ для детсадовцев и школьников специалисты центра собираются работать с детьми, имеющими особенности развития.
Есть в ТОРе и проект посвящен строительству маломерных судов. Это ООО «Алеут», который открыл судоверфь в Анадыре. Со стапелей верфи сошли первые деревянные и металлические лодки. Они представлены на выставке организатора, а часть судов уже продана. Руководство «Алеута» вложило в проект 2 млн собственных средств, а руководство комбината – чуть более полумиллиона.
Курс на Азию
Вся продукция, производимая в ТОР «Беринговский», может стать в перспективе предметом экспорта. Уже определены основные рынки сбыта, на которые нацелены крупные резиденты, - это Китай, Япония, Тайвань, Южная Корея. При этом порт Беринговский может стать одним из опорных на Северном морском пути, отметила Алеся Калинова.
«Производимая продукция может быть использована не только для собственных нужд региона, но для поставок в регионы России и страны АТР. Планируемое к 2030 году строительство морского порта круглогодичного использования в незамерзающей бухте Аринай откроет совершенно новые возможности поставок. Порт станет еще одной новой опорной базой на трассе Северного морского пути», - сказала собеседница агентства.
Кроме того, по ее словам, в перспективе ТОР «Беринговский» получит и наземное транспортное сообщение с остальной частью России благодаря строительству трансмагистрали - автодороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь. Дорога пройдет от Анадыря через всю Чукотку в Магаданскую область и Республику Саха (Якутия). Ее протяженность только на территории Чукотского округа составит 1,88 тыс. километров. Строительство магистрали уже ведется, сдано около 100 км пути.