Востокгосплан: Мастер-план Анадыря - это реальные проекты для людей
Накануне VII Восточного экономического форума президент России Владимир Путин одобрил стратегию преобразования самого восточного города страны - Анадыря. О перспективах развития города и в целом Чукотского автономного округа в интервью корреспонденту информационного агентства "Чукотка" рассказал директор федерального автономного научного учреждения "Восточный центр государственного планирования" Михаил Кузнецов.
Фото: Росконгресс
– Михаил Евгеньевич, учреждение, которое вы возглавляете, единственное в стране. Чем вы отличаетесь от других федеральных ведомств?
- Востокгосплан - это гордое название научного института, подведомственного Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Его основная задача - научная, экспертная поддержка министерства, правительства и регионов. У нас такой большой спектр задач, я даже уже не могу представить, где мы не участвовали, фактически во всем, чем дышит сейчас Дальний Восток.
- Мастер-план - это что-то из госпланирования советских времен?
- Мы не то ведомство, которое указывает, кому как жить. Наш институт скорее дает индикативы и разрабатывает координационные планы по развитию регионов.
- Северный завоз, например, какие ждут его принципиальные изменения?
- То, что северный завоз сейчас на слуху, это тоже напрямую результат работы института. Мы провели научно-исследовательскую работу, показали проблематику, основные моменты и эту историю подхватили. Все включились в разработку законопроекта, цель которого сделать жизнь людей на севере дешевле, а соответственно, разнообразнее и интереснее.
Что такое северный завоз. На 90 с лишним процентов это энергоносители, продукты питания, лекарства в минимально гарантированном ассортименте. Все это должно быть доступно людям на севере по адекватным ценам. Да, они не будут уровня средней полосой России, они будут дороже, потому что невозможно всю логистику обнулить и субсидировать на 100%, скорее всего, не получится, но в значительной степени.
Во-вторых, северный завоз будет прозрачным и понятным, потому что до сих пор все отмахивались, говорили: там ничего не понятно, там какие-то серые схемы, не будем туда лезть. Мы, наоборот, говорим, все понятно: сколько тысяч тонн везем в каждый поселок, какими маршрутами и сколько это стоит. Дальше включаем государственную интервенцию в виде субсидирования тарифов на перевозку и добиваемся изначально поставленных целей.
- Я повторю вопрос, который задают, наверное, все. В советское время было три ценовых пояса и стоимость товаров не сильно разнилась. Можно ли сейчас вернуть этот механизм?
- Я не думаю, что надо повторять ошибки прошлого и плодить безумное субсидирование. Все можно сделать с учетом экономической целесообразности и эффективности. То есть, если мы понимаем, сколько стоит доставка картошки, например, до Тикси, и какое логистическое плечо государство должно подставить. Так мы сможем влиять на цены. Или построим транспортно-логистические центры (ТЛЦ), которые станут базой для мелких предпринимателей, которые оттуда развезут продукты по отдельным улусам и поселкам. Не нужно делать как в СССР. Нет такой необходимости, можно сделать лучше.
- Сейчас на Чукотке чувствуется влияние маркетплейса? Как он повлияет на северный завоз?
- Мы разговаривали на эту тему. Например, для "Почты России" это дико убыточная история и она субсидируется государством. Тем не менее, вы правы. Меняется модель потребительских предпочтений и к этому тоже надо адаптироваться.
- Что даст Чукотке развитие Северморпути. Как округ может вписаться в эту систему?
- Регион и так уже прочно вписан. Есть ряд месторождений, все пользуются Севморпутем, сейчас в инвестиционной фазе поставки оборудования, в дальнейшем будут перевозки конечного продукта. В любом случае раскатки этого маршрута будет способствовать тому, что сюда будут заходить суда, будет оживление логистики в ближайшие годы. Естественно, много будет попутных грузов, можно будет этим пользоваться. Мне кажется, что тут сплошные плюсы для региона. Но понятно, что Чукотка - это все-таки не транзитный регион.
- Очень болезненная тема для Чукотки - внутренняя авиация. Какие изменения предвидятся в этом направлении?
- Я сам прочувствовал все прелести авиации на Чукотке. Был у меня такой эпизод: прилетел, а улететь 10 дней не мог. Мы исследовали вариант частной авиации. Но это сложный вопрос с точки зрения регулирования. И опять же, суровые природные условия, малейшие пренебрежения техникой безопасности или просто неопытность пилотов приводит к трагическим последствиям, поэтому большую ставку мы делаем на единую дальневосточную компанию и создание целевого регионального самолета для местных перевозок.
- Вернемся к мастер-плану, зачем он нужен?
- У каждого города должна быть картина будущего. И сходя из этого, можно и нужно развивать его инфраструктуру, транспортное сообщение и все остальное. Но с Анадырем, кстати, всё не просто. Для нас это был самый сложный мастер-план. Объективно город небольшой, размером с поселок. У нас была забавная встреча с бизнесом. Мы зашли в аудиторию и видим, что народ не пришел - там всего 10 человек сидит. Нам отвечают: в смысле, здесь все. Так что, местный бизнес, мы опросили в режиме индивидуального интервью.
И, тем не менее, есть задача комфортно жить в этом городе, помогать развиваться бизнесу, в том числе, малому. И мастер-план должен снять ограничения, препятствия, которые есть. Кстати, все называли главное - транспортную доступность.
Спорный вопрос - канатная дорога через лиман. Мы три раза вычеркивали ее из мастер-плана, но кто-то невидимой рукой постоянно возвращал. Скорей всего, ради имиджа. На наш взгляд, на самом деле нужна теплая пристань с обеих сторон лимана и нормальное сообщение.
Зато второй проект, лично мне он очень нравится - городская оранжерея. Мы мечтаем полностью перекрыть несколько улиц, чтобы внутри был город-сад. Анадырь - энергоизбыточный город, это можно конвертировать в оранжерею. Президент проект одобрил. Посмотрим, как он будет реализован.
В окружном центре также надо заняться ЖКХ, очистными сооружениями, строительством нового жилья. Советские панельки неплохие, но старые. В городе нет арендного жилья для вахтовиков. Мало мест для отдыха молодежи, нет современного банного комплекса, маленький бассейн. Денег на это не так и много-то надо, и они есть.
Все эти проекты мы записали в мастер-план, не думайте, что в нем какие-то воздушные замки. Люди живут в суровых условиях и нужно компенсировать эти условия качеством проживания. Ради этого мастер-планы и принимаются.
Напомним, мастер-план Анадырской агломерации до 2030 года президенту России Владимиру Путину 5 сентября презентовал на тот момент исполняющий обязанности губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов. Документ описывает развитие территории, в которую включены окружная столица, село Тавайваам и посёлок Угольные Копи. Из ближайших задач мастер-плана - до 2025 года в Анадыре будет построен круглогодичный тепличный комплекс для выращивания овощей, а также обновлены две уже действующие теплицы. В посёлке Угольные Копи появится новая гостиница на 40 номеров. Для привлечения в округ специалистов предлагается увеличить сумму единовременной компенсации для медицинских работников по программам "Земский доктор" и "Земский фельдшер" до 2 млн рублей и 1 млн рублей соответственно. Эти и другие предложения вошли в документ на основе экспертизы профильных специалистов, а также с учётом предложений жителей округа.
Материалы по теме
-
13.09.2024
Пилотный проект Чукотки по северному завозу расширят на другие регионы
-
13.09.2024
Китайские туроператоры заинтересовались организацией маршрутов по Чукотке
-
09.09.2024
Делегация Чукотки подписала на ВЭФ восемь соглашений
-
08.09.2024
Спектакль "Игра в Чайку" представили актеры чукотского театра во Владивостоке
-
07.09.2024
Соглашения на 5, 5 трлн рублей подписали на Восточном экономическом форуме