Строительство первого в мире плавучего энергоблока завершается в Петербурге
«Академик Ломоносов» должен уже в 2019 году прибыть в порт Певек и заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ.

В Петербурге на Балтийском заводе заканчивается строительство первого в мире плавучего энергоблока (входит с состав плавучей атомной теплоэлектростанции). «Академик Ломоносов» должен уже в 2019 году прибыть в самый северный порт Певек в Чукотском автономном округе и заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ, сообщает ИА «Чукотка» со ссылкой на «Московский Комсомолец».
Первая работает в вечной мерзлоте уже больше 40 лет, вторая — больше 70. За это время обе успели изрядно «состариться».
«В составе ПАТЭС - плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», то есть судно стоечного типа с ядерными реакторами КЛТ-40С. Судно предназначено для выдачи 70 МВТ электрической мощности и 50 ГВТ в час тепловой. Вторая составляющая ПАТЭС — береговая и гидротехническая инфраструктура в том месте, где должен будет пришвартован ПЭБ. Благодаря этому и можно будет генерировать на берег электрическую и тепловую энергию», - рассказывает главный строитель ПЭБ Александр Ковалев.
«Академик Ломоносов» - огромное судно высотой почти в 12-этажный дом и длиной в 144 метра — уже практически готов. На «Академике» есть даже свои «социальные объекты» - библиотека, тренажерный и спортивный залы, сауна, бассейн, пресс-рум для общения с прессой.
«На судне 96 человек экипажа. Работать эти люди будут посменно вахтовым методом по три месяца. Поэтому экипаж необходимо обеспечить комфортными условиями. Так делают на любых крупных судах, которые уходят в моря и океаны на долгие месяцы и несут там службу в отрыве от материка», - рассказал представитель заказчика, директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Сергей Завьялов.
Но сердце «Академика Ломоносова» - это два атомных реактора, к которым сейчас у рабочих Балтзавода повышенное внимание: они готовятся к приему и первой загрузке ядерного топлива, которая запланирована на начало 2017 года. Только потом — после физического пуска реакторов, всевозможных проверок и испытаний - судно отбуксируют в Певек («Академик Ломоносов» сам плыть не может).
«ПЭБ — это своего рода батарейка для выдачи на берег энергии. И предназначена она для 12-летней работы без заводского ремонта. Но в течение этого срока нужно минимум раз в три года перегружать ядерное топливо. Поэтому на борту судна предусмотрены специальные помещения для хранения уже отработанного топлива», - отметил Александр Ковалев.
Реакторная установка ПЭБа оснащена новой активной зоной с низким обогащение урана. А еще на «Академике Ломоносове» созданы дополнительные системы активной и пассивной защиты, которые не допустят аварийной ситуации. Помимо этого над реакторными шахтами есть специальные бочки — емкости аварийной проливки. Если в реакторах чересчур поднимется температура, есть механизмы снятия излишнего тепла.
К прибытию «Академика Ломоносова» в Певеке необходимо подготовить комплекс береговых сооружений, включая 600-метровый мол, благодаря которому в месте «парковки» ПЭБа появится закрытая акватория. Это защитит атомную электростанцию в случае климатических ЧП.
«В течение 2-3 месяцев мы должны обеспечить поставку материалов с Большой земли в город Певек, что позволит нам построить мол - гигантское сооружение-причал для стоянки ПЭБа. В настоящее время в пути находятся два транспортных судна: «Константа» и «Анисимов». Эти суда везут строительную технику, бурильные машины. А вообще мы должны обеспечить задел строительных материалов на весь межнавигационный период 2017 года. Уже 4 октября на площадке строительства в Певеке состоится важное событие: так называемая церемония забивки лидерной сваи. Это мероприятие, которое ознаменовывает собой начало строительства крупного объекта в Арктике», - рассказал Сергей Завьялов.
Сметная стоимость создания береговых сооружений к ПАТЭС составляет 7,2 млрд., а энергоблока (ПЭБ) — 21,5 млрд. Типовые плавучие АЭС будут значительно дешевле. Одна такая может обойтись на 40-50% дешевле. Скорее всего, очередную ПАТЭС начнут строить сразу же после того, как заработает «референтный образец». Планируется, что подобные станции в России могут использоваться на Таймыре и на Камчатке.
Материалы по теме
-
04.03.2021
Округ под влиянием мощного циклона
-
04.03.2021
Предприниматели и банки поддержат "Карту жителя Чукотки"
-
04.03.2021
Новейшие ветлаборатории появятся в эгвекинотском техникуме
-
04.03.2021
Банк ВТБ открыл первое отделение на Чукотке
-
04.03.2021
Пурга приостановила работу ряда учреждений на Чукотке