Вагончик милосердия на краю света
В апреле 2019 года в Певеке была создана общественная организация помощи животным "Снежный нос". Её цель – решить проблему с бездомными собаками и кошками. Организация работает по системе ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. От улицы, болезней и смерти добровольцы спасли уже более 80 животных. Некоторых "хвостиков" пристроили в добрые руки. О работе волонтёров "Снежного носа" информагентству "Чукотка" рассказали руководители организации Анастасия Горельцева и Анна Корвецки.
Фото: организация "Снежный нос"
- Почему вы решили стать зоозащитником?
Анастасия: В детстве я всегда кормила бездомных собак и кошек, запускала их в подъезды погреться, ухаживала за щенками и котятами. После школы уехала учиться на юг, в Новороссийск. Там вступила в ряды волонтёров, стала координатором, а потом и учредителем программы по стерилизации кошек.
С базовым опытом волонтёрства вернулась Певек в 2017 году и познакомилась со своими будущими коллегами по "Снежному носу" в тематической группе в соцсетях. Там люди обменивались советами, ссылками, статьями, о домашних питомцах. Периодически появлялись публикации с просьбой о помощи. С девочками-активистками в апреле 2019 года мы официально зарегистрировали нашу организацию.
- Расскажите о принципах работы "Снежного носа"?
Анна: Наша цель – сократить количество бездомных животных гуманными методами, а именно путём стерилизации. Все стерилизованные животные проходят обработку от паразитов, вакцинацию от бешенства и чипирование. Некоторые горожане думают, что мы приют. Но это не так. Мы не можем забрать собак, щенков и кошек с улицы. Нам просто некуда. У нас есть металлический контейнер, но в нём могут временно находиться собаки только после операции или лечения.
Этот контейнер в 2019 году нам подарила Нефтебаза. На личные средства волонтёров мы его утеплили, оплачиваем электричество. Зимой, когда обогревателя не хватает, топим печь. В прошлом месяце Чукотская горно-геологическая компания подарила нам еще два контейнера.
Принцип работы такой: мы отлавливаем собаку, отвозим её к себе для осмотра, потом на стерилизацию в ветлечебницу, возвращаем опять в контейнер. Там собака находится 10 дней, восстанавливается, после чего мы её выпускаем на прежнее место обитания.
- Можете поделиться своими достижениями за два года работы организации?
Самое большое – это президентский грант. Мы получили его в этом году. Первый транш нам уже зачислили – это около 600 тысяч рублей. Мы должны освоить эти средства до августа. После этого нам перечислят второй транш, а третий – в 2022 году.
На грант мы хотим сделать один большой блок для передержки послеоперационных животных. Хорошо его утеплить, сделать в нём ремонт, закупить необходимое оборудование и инвентарь. Также купим корм, клетки, поводки, ошейники, попоны, медикаменты и другие нужные вещи. Общая сумма грант большая – почти 1,3 млн рублей. Часть денег мы хотим направить на регистрацию кадастрового участка, чтобы в будущем мы могли заключить договор с ТЭЦ и оплачивать коммунальные услуги.
- Каково это – быть волонтёром в Певеке?
Анастасия: Нужно регулярно ходить в послеоперационный блок, ухаживать за животными. Наши девочки-волонтёры бывают там минимум раз в день. Приходят после работы, топят печь, убирают, делают процедуры, кормят. Они устают, но другие люди неохотно идут на помощь. Мы всё время публикуем в соцсетях предложения присоединиться к нам. Кто-то может прийти разово, например, дрова попилить, загрузить и разгрузить грузовик, отвезти животное куда-то, но этого мало. Поэтому, мы приняли решение найти человека за зарплату по договору, который будет нам помогать.
Ухаживать за животными нужно постоянно, вне зависимости от того, дует ли "крышесносный" ветер 40 метров в секунду, или мороз 50 градусов – ты должен идти. Тем более, в ветер и мороз в вагончике становится очень холодно, поэтому нужно ходить ещё чаще, чтобы топить печку и, как минимум, проследить, чтобы ничего не произошло.
У нас примерно восемь волонтёров, из них две девушки на постоянной основе ухаживают за животными, двое мужчин помогают физической работой. Я занимаюсь работой с населением, веду страницы в соцсетях, отвечают на звонки, координирую, веду просветительскую деятельность. Председатель правления ведёт бухгалтерию.
Для нас каждый человек – на вес золота. Без сплоченного коллектива мы не смогли бы ничего добиться, не смогли бы открыться, развиваться.
- Сколько животных прошло через вашу организацию? Можете привести примеры, истории кого-нибудь из них?
-С апреля 2019 года стерилизовали, привили и чипировали 90 животных – кошек и собак. Из них 26 животных от социально-незащищенных категорий населения.
Остро стоит вопрос с отловом неконтактных животных. Они не бросаются, они не дикие, но они не подходят к человеку. А бывают сложные ситуации, когда такие животные поучают раны. Был такой случай, собака попала в охотничьи силки, боялась подходить к людям. Поймали, вылечили, хотя было сложно – грозила ампутация. Мы потом эту собаку так и называли Лапа, Лапка.
Ещё один случай был в сентябре. Чистокровная маламутиха (прим авт.: собака породы Аляскинский маламут) каким-то образом оказалась за городом, в заброшенном посёлке Западный, жила на базе. Она родила восемь щенков. В сентябре за ней приглядывали и подкармливали рабочие, а в октябре предприятие закрылось, собака осталась одна.
Мы начали расследование. Животное чистокровное, с питомника. Узнали, что ей около пяти лет. Кто-то её привёз в Певек, а потом выбросил. Она пожила у одного хозяина, потом у другого. Собаку зачем-то отвезли в посёлок, где она и родила. Всех щенков мы раздали, в основном, в наши национальные сёла Биллингс, Айон, Рыткучи. Сейчас собака живёт в прекрасной семье. Я раз в месяц с ними списываюсь, спрашиваю, как у дела у нашей бывшей подопечной. Её подлечили, должны стерилизовать, а то она опять как загуляет, не удержишь – дама-то крупная, видная, плодовитая. Люди взяли собаку для души и не собираются разводить щенков. Присылают фотографии, как она спит с ними в кровати. В общем, это история с хорошим концом.
- Часто ли удаётся пристраивать животных?
Взрослых животных – редко. В основном, забирают щенков и кошек. Они появляются весной и осенью. Тогда распространяем объявления по городу, пишем в сёла. У нас уже налажена связь с аэропортом – мы передаём щенков на вертолётах. Если рождаются крупные и пушистые, их охотно берут на охранные предприятия. Мы в таких случаях всегда оставляем свои контакты, помогаем в стерилизации. Своих бывших подопечных не бросаем.
Если человек подобрал животное с улицы и просит помощи, мы тоже не отказываем. За последние два месяца пристроили только четырех кошек. Недобросовестные хозяева выбрасывают их в подъезд, мы ищем передержку, затем дом. В таких случаях всегда помогаем людям помогаем в оплате корма, пеленок, лекарств.
- C какими сложностями сталкивается ваша организация в условиях Крайнего Севера и как с ними боретесь?
У нас недостаток высококлассного ветеринарного оборудования. Город маленький и, вроде как, особой потребности нет, но часто возникают такие ситуации, когда необходимо сделать УЗИ или сделать анализ крови, а не на чем.
Ещё одна серьёзная проблема: погодные условия. Когда переметает, когда морозы, пурга. Когда ты не можешь ни пройти, ни проехать, но ты должен. Хоть даже ползи и карабкайся, но должен идти ухаживать за животными.
В прошлом году синоптики заранее предупреждали, что южак будет дуть три дня. Такого в Певеке давно не было. Тогда крышу снесло на одном из домов и пропала связь в городе. А в послеоперационном блоке находилась собака. Один из волонтёров забрала её на это время к себе. Когда мы пришли забирать собаку, ветер уже раздувался - было видно, как он несётся с сопки. Собирали в пакеты всё, что только можно: пелёнки, лекарства, корма. Тащили на руках собаку и пакеты. Ветер дул уже такой силы, что дверь в подъезд нельзя было открыть. В итоге всё обошлось хорошо, собака выздоровела, сейчас бегает по городу.
- Можете описать один день из жизни зоозащитника в Певеке?
Бывает, кто-то с утра напишет сообщение, или позвонит: просят помощи – где-то нашли кошку, собаку, щенка. И ты начинаешь координировать. Одной рукой красишь глаз, другой отвечаешь на звонки. Точно также и в дневное время. Бывает, полдня тратишь, чтобы скоординировать людей.
Вечером после работы наши волонтёры приходят домой, им нужно приготовить ужин, прибраться, провести время с мужьями и детьми. А к восьми вечера они идут в вагончик. Казалось бы, за парой собак поухаживать не так сложно, но это не так. К тому же, наши уже стерилизованные собаки часто приходят зимой погреться или перекусить. Они уже прибились. Мы даже оборудовали отдельное небольшое отапливаемое помещение для них, в котором они могут отдохнуть.
Материалы по теме
-
29.08.2024
Место для первого "Добро.Центра" выбрали на Чукотке
-
04.08.2024
Жители Билибино и Певека во время паводка спасли от голода животных из приюта "Уголок надежды"
-
02.07.2024
Ресурсный центр поддержки добровольчества создадут на Чукотке
-
11.04.2024
Короткометражку о работе эковолонтеров на Чукотке презентовали на выставке "Россия"
-
26.02.2024
Противотепловизионные плащи отправили "фронтовики" Чукотки в зону СВО