Воздушный путь через лиман
Каковы перспективы проекта строительства в Анадыре грузопассажирской канатной дороги?
Один из проектов, имеющий шанс войти в готовящуюся в настоящее время Программу развития Дальнего Востока до 2025 года, – строительство грузопассажирской канатной дороги, которая бы связала окружную столицу с поселком Угольные Копи (аэропортом).
Инициатива жителя Чукотки о строительстве в Анадыре «канатки», появившаяся в январе на портале по сбору предложений для нацпрограммы, уже вызвала интерес у правительства округа. В феврале губернатор Чукотки Роман Копин встретился с потенциальными разработчиками, имеющими опыт подобных проектов, и обсудил с ними возможные варианты. В апреле специалисты планируют прилететь на Чукотку для оценки возможности реализации проекта.
Своим мнением по поводу перспектив появления в Анадыре нового вида транспорта мы попросили поделиться одного из ведущих в России специалистов в области проектирования и монтажа канатных дорог, соавтора учебного пособия для вузов и проектных организаций «Пассажирские канатные дороги» Игоря Жегульского.
Справка: Игорь Владимирович Жегульский с 2001 года участвовал в проектировании, монтаже и сдаче в эксплуатацию более 40 канатных дорог, как для горнолыжных комплексов, так и для городского транспорта. В настоящее время – технический директор ООО «Горнолыжный Инжиниринг», руководитель отдела канатных дорог и специализированных проектов компании «ГорТехЦентр».
– Игорь Владимирович, учитывая условия Анадыря – ширина лимана составляет около шести километров, сильные ветра, морозы – насколько оптимален проект строительства канатной дороги? Есть ли уже реализованные в похожих условиях и действующие «канатки»?
– Такой протяженности в похожих условиях грузо-пассажирского варианта точно никто еще не реализовывал. Вообще, в мире нет ни одной одинаковой канатной дороги, и практически каждый новый проект имеет свои индивидуальные особенности. Чтобы оценить целесообразность – нужно, в первую очередь, провести исследования грузо/пассажиропотока (час, сутки, неделя, месяц, год...) между аэропортом и городом с учетом будущих инфраструктурных проектов. Без учета, в том числе, и этих данных невозможно правильно выбрать оптимальный вид транспорта (канатная дорога с недавнего времени в РФ также к нему стала относиться). Этот показатель важен и для выбора типа канатной дороги, ее режима работы (циклический – по кругу или маятниковый – туда – обратно) и еще для ряда факторов, от которых напрямую зависит бюджет такого проекта. Применительно к маршруту Анадырь – аэропорт могу сказать сразу, что большая часть затрат будет относиться к стоимости строительства линейных опор в лимане. Что касается технологической части современного оборудования канатных дорог – то, на мой взгляд, подобный проект вполне возможно реализовать.
– Какой вариант канатной дороги может быть приемлем для Чукотки?
– Для ваших условий подойдет двух- или трех- канатная система (только дороги этого типа могут работать при скорости ветра более 25 м/с) с циклическим или маятниковым движением кабин – их количество и вместимость будут зависеть от пассажиропотока, от этого также напрямую зависит стоимость реализации всего проекта.
– Расскажите немного о технологии. Как работает такая дорога?
– Канатная дорога штатно функционирует в автоматическом режиме, а оператор только следит за работой ее систем, погодой и посадкой–высадкой пассажиров на станциях. Параметры контролируются автоматикой и отображаются на дисплее в реальном времени. В случае какого-либо инцидента оператор, к примеру, может ограничить скорость, остановить работу дороги или переключить ее в один из запасных режимов: продолжить эксплуатацию с малой скоростью или доставить пассажиров в кабинах на конечные станции, а затем остановить дорогу.
– Насколько вообще безопасна эксплуатация подобного вида транспорта – учитывая, опять же, наши условия?
– Безопасность работы дороги в первую очередь зависит от опытности эксплуатационного персонала и выполнения превентивного технического обслуживания (то есть, не дожидаясь крайнего износа элементов). Запаса же прочности у технологического оборудования и конструкций более чем достаточно. К примеру, несущее-тяговый канат имеет четырехкратный запас прочности, а общий жизненный цикл канатной дороги, установленный производителем, – не менее 30 лет. Кроме того, у современных канатных дорог для обеспечения безопасности предусмотрен целый ряд технических решений, которые, в основном, сводятся к дублированию элементов привода и систем управления.
– Какие предприятия могли бы взяться за реализацию подобного проекта? Это может быть одна компания или требуется комплексное участие?
– Без опыта зарубежных производителей на сегодняшний момент, на мой взгляд, подобный проект не реализовать. Есть ряд производителей оборудования канатных дорог: «Doppelmayr» (Австрия), «Pomagalski» (Франция), «Leitner» (Италия,) «BMF» (Швейцария), «LST» (Франция), которые могут быть задействованы. Но в первую очередь здесь важен опытный подрядчик по проектированию и строительству в условиях Крайнего Севера. Думаю, это должен быть совместный проект с участием опытных строителей и зарубежного производителя оборудования самой канатной дороги.
Факт: Транспортная доступность наряду с обеспечением качественной связью – основные темы, волнующие сегодня жителей Чукотки. Зимой добраться из Анадыря в Угольные Копи, где находится главный аэропорт Чукотки, можно по ледовой переправе, действующей с февраля по апрель. Весной и осенью попасть в аэропорт из столицы можно вертолетом или судами на воздушных подушках. В случае проектирования и строительства, канатная дорога Анадырь – Угольные Копи побьет сразу несколько российских рекордов. Она станет самой северной и самой восточной, а также наиболее протяженной.
Программа развития Дальнего Востока до 2025 года с перспективой до 2035 года должна быть подготовлена до 1 сентября 2019 года. Она объединит мероприятия национальных проектов и госпрограмм, долгосрочные отраслевые планы ведомств и инфраструктурных компаний, стратегии развития всех дальневосточных регионов.
Подготовил Иван Власов.